Carl Raw/Unsplash
Carl Raw/Unsplash

Бадум-ТЦ: уйдут ли торговые центры в прошлое?

Половине ТЦ в России грозит банкротство из-за ухода западных брендов. Остаться на рынке смогут только самые адаптивные и изобретательные

Уход западных брендов опустошает торговые центры. Падение выручки и посещаемости грозит бизнесу банкротством. Тем временем электронная коммерция только набирает обороты. На руку маркетплейсам и онлайн-магазинам играют эксклюзивные продажи ушедших брендов. Однако эксперты уверены, что хоронить торговые центры рано — новые (и хорошо забытые старые) форматы помогут им остаться точками притяжения для россиян. Разбираемся, с какими проблемами сталкиваются торговые центры в РФ и действительно ли онлайн-торговля вытесняет их с рынка.

Торговым центрам грозит банкротство

Едва успев оправиться после пандемии, торговые центры снова оказались под ударом. Аналитики сообщают, что с начала 2022-го посещаемость крупных ТЦ сократилась на 25% год к году. Во многом это связано с тем, что после ухода западных ритейлеров в зданиях пустует четверть торговых площадей. Падение выручки ТЦ в 2022 году даже без учета инфляции оценивается в 35-45% по сравнению с допандемийным 2019-м.

Эксперты предупреждают, что из-за новых проблем половина ТЦ в России рискует обанкротиться. Аналитики объясняют это конкуренцией на рынке. Как правило, в одном районе недалеко друг от друга работают сразу несколько торговых центров. Те, что лучше адаптируются к новым реалиям, будут перетягивать клиентов и арендаторов у соседей и только усугублять их финансовые проблемы.

Кроме того, положение ТЦ ухудшает высокая закредитованность. Все потому, что владельцы бизнеса берут крупные кредиты на постройку здания, а после — годами выплачивают долг. Из-за падения трафика и выручки возвращать кредиты для них становится сложнее, поэтому риск банкротства увеличивается. Эксперты предполагают, что со временем весь рынок может перейти под контроль небольшого числа крупнейших, а значит самых устойчивых игроков.

Экономические проблемы подталкивают предпринимателей продавать торговые центры. По оценке «Авито Недвижимости», с начала года в РФ выставили на продажу на 14% больше ТЦ, чем за аналогичный период 2021-го. Это средний показатель по стране, а в некоторых городах, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске и Уфе, он еще выше. Аналитики отмечают, что ТЦ интересуют крупных инвесторов, но сейчас решения о покупке торговых площадей принимаются дольше. Некоторые здания даже не удается продать с первого раза.

Крупным ТЦ, которые находятся далеко от жилых кварталов, приходится сложнее, чем районным. Эксперты отмечают, что «районники» чувствовали себя лучше и во время пандемии. Уход иностранного ритейла не отразился на них слишком сильно, потому что их основные арендаторы — это продуктовые, аптеки, зоомагазины, пункты выдачи заказов и общепит. «Районники» даже составляют конкуренцию сервисам доставки, потому что некоторым покупателям удобнее самому дойти до магазина у дома, чем ждать курьера.

Однако и у районных ТЦ не все гладко. По мнению экспертов, в некризисные времена потребители предпочитают крупные торговые площадки, потому что те предлагают более широкий выбор. Кроме того, число «районников» активно увеличивается, поэтому конкуренция в сегменте растет. Вместе с этим районным ТЦ приходится конкурировать со стрит-ритейлом. Так называют небольшие магазины на первых этажах жилых домов. Выиграть эту конкуренцию бывает непросто, ведь для потребителя стрит-ритейл удобнее и ближе «районника».

Электронная коммерция наступает

Серьезной угрозой для торговых центров становится электронная коммерция, которая семимильными шагами развивается в России и в мире. Дополнительный толчок отрасли дал период локдаунов, когда онлайн-торговля стала единственным способом получить желанную вещь не выходя из дома. Пандемия не только привила потребителям привычку закупаться в интернете, но и заставила отвыкнуть от традиционного шопинга.

Бурный рост онлайн-торговли продолжился и в 2022-м. С начала года объем продаж в электронной коммерции в РФ уже превысил 3,5 трлн руб. Это в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2021 года. Более того, аналитики ожидают резкого притока продаж за счет новогодних акций и распродаж. Благодаря им объем онлайн-торговли в стране может увеличиться до 5 трлн руб. к концу года. В этом Россия следует общемировой тенденции: в 2022 году онлайн-торговля прочно заняла пятую часть всех торговых объемов на планете.

В электронной коммерции покупателей привлекают бесплатная доставка, скидки, возможность почитать отзывы и сравнить цены в разных магазинах и скорость оформления. Это оказывается удобнее покупок в ТЦ, потому что потребитель получает больше возможностей и не тратит время и силы на дорогу. Кроме того, онлайн-торговля становится все более персонализированной. Интернет-магазины и маркетплейсы изучают предпочтения клиентов и стараются рекомендовать наиболее подходящие товары.

В 2022 году для россиян онлайн-торговля стала единственным способом купить вещи ушедших из страны брендов. Так, в ноябре «Яндекс.Маркет» выкупил все нераспроданные товары со складов IKEA, а Ozon открыл продажи одежды из магазинов H&M и Uniqlo. Эксперты уверены, что эксклюзивные бренды привлекают на площадки еще больше покупателей.

Торговые центры останутся в прошлом?

Если это и произойдет, то очень нескоро. Не стоит забывать, что «живой» шопинг — это особый вид досуга, который нравится многим людям. Кроме того, торговля в сети сильнее развита в российских мегаполисах, чем в небольших городах. Неудивительно, что онлайн-коммерция занимает лишь десятую часть торговых объемов в РФ.

Тем не менее владельцам ТЦ придется менять свою стратегию, чтобы удержать позиции в новых реалиях. Эксперты полагают, что на смену теряющим зрителей кинотеатрам придут фитнес-центры и спортивные площадки. Торговые центры могут даже вернуть развлечения, от которых россияне успели отвыкнуть, вроде боулингов и катков. Также пустующие площади могут занять коворкинги, медицинские и образовательные центры.

Таким образом некоторые ТЦ из шопинг-центров превратятся в деловые или развлекательные пространства. Как это бывает при любом кризисе, на рынке выживут и преуспеют самые адаптивные и изобретательные. Хотя новые реалии приносят торговым центрам много проблем, они дают им возможность найти новые способы и дальше радовать посетителей.

━━━━━

Степан Липатов