Anthony DELANOIX/Unsplash
Anthony DELANOIX/Unsplash

Секретный бункер и символ смерти: факты об Эйфелевой башне, которые вас точно удивят

Она служит не только символом любви и романтики, но также имеет вполне практическую ценность

Эйфелева башня, или, как ее называют французы, La Tour Eiffel, была спроектирована как центральная часть Всемирной выставки 1889 года в Париже. Она знаменовала столетие Французской революции и демонстрировала механическое мастерство страны на мировой арене. Когда башня только открылась, она стала самым высоким зданием в мире высотой 312 м с 1665 ступенями и тремя смотровыми площадками. Фирма Гюстава Эйфеля построила ее за два года, два месяца и пять дней с использованием 7500 тонн железа и 2,5 млн заклепок. В честь дня рождения создателя, который отмечается 15 декабря, делимся удивительными фактами о главном железном детище Франции.

Скрытая квартира и секретный бункер

Если бы вы отвечали за строительство Эйфелевой башни, где бы вы жили, как не на ее вершине? Гюстав Эйфель соорудил себе небольшую квартирку на верхнем уровне здания. В укрытии располагались плюшевые коврики, картины, написанные маслом, и даже рояль. Лишь немногим VIP-персонам удалось посетить квартиру, например, ученому Томасу Эдисону.

В то же время под южной колонной башни находится (не такой уж) секретный военный бункер, который соединен с близлежащей Военной школой через длинный туннель. Бункер превратился в небольшой музей, который сегодня могут обследовать обычные туристические группы.

Эйфелеву башню должны были снести через 20 лет

Башня строилась с намерением продемонстрировать промышленное мастерство Франции, но ее планировалось снести. Поскольку Эйфель покрывал 80% стоимости строительства, ему разрешили оставить конструкцию простоять на 20 лет, чтобы окупить вложения до того, как она перейдет в руки парижского правительства, которое планировало разобрать ее на металлолом. Несмотря на то, что сейчас Эйфелева башня является всемирным символом романтики, ее радикальный дизайн вселил в сердца 300 выдающихся парижских художников и интеллектуалов что угодно, кроме любви. Они подписали манифест, опубликованный в газете Le Temps в День святого Валентина в 1887 году:

«Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы, страстные любители до сих пор нетронутой красоты Парижа, настоящим протестуем изо всех сил, со всем нашим негодованием во имя непризнанного французского вкуса, во имя французского искусства и истории, которые оказались под угрозой, против строительства в самом центре нашей столицы бесполезной и чудовищной Эйфелевой башни».

В поисках способа доказать стратегическую полезность сооружения Эйфель установил антенну на вершине и профинансировал эксперименты с беспроводной телеграфией, которые начались в 1898 году. Ценность башни в отправке и получении беспроводных сообщений вынудила город возобновить концессию Эйфеля, когда срок ее действия истек в 1909 году. Сегодня более 100 антенн передают радио- и телепрограммы по всему миру.

Эйфелева башня движется

Массивная железная конструкция устойчива к ветру и слегка покачивается во время шторма. Однако ветер не единственное, что может заставить огромную башню двигаться, — тепло солнца вынуждает ее менять размер. Высота строения меняется в зависимости от времени года. Летом башня выше, так как конструкция расширяется до 17 см, когда температура достигает 40°С. Зимой из-за холода башня сжимается до 15 см.

Приманка для рискованных

Используя все, от парашютов до эластичных тросов, на протяжении десятилетий авантюристы воспринимали башню как место для выполнения смелых трюков. В 1889 году некий путешественник поднялся по 704 ступенькам на ходулях. В 1952 году трое воздушных гимнастов раскачались на высоте 121 м над землей на веревках без сетки. А в 2010 году мужчина на роликах скатился с платформы, установленной под первым уровнем башни, вниз по пандусу высотой 27 м.

Однако не все искатели острых ощущений бросили вызов смерти, избежав ее. В 1912 году французский портной Франц Райхельт попытался слететь с первого этажа строения в подпружиненном парашютном костюме, но вместо этого рухнул на землю с высоты 56 м. 14 лет спустя летчик Леон Колло погиб, пытаясь провести самолет под пролетом, но запутался в антенне беспроводной станции и разбился.

Разноцветное прошлое

Эйфелева башня имеет яркую историю — в буквальном смысле. В модном Париже даже она должна идти в ногу со стилем. На протяжении десятилетий «железная леди» меняла внешний вид, обретая различные цвета. Когда Эйфелева башня открылась в 1889 году, она была красновато-коричневого цвета. 10 лет спустя ее покрыли желтой краской. Конструкция также обрела желто-коричневый и каштаново-коричневый оттенки до того, как в 1968 году был принят нынешний особый коричневый цвет.

Башню раскрашивают традиционным способом — в основном вручную. Каждые семь лет ее лишают цвета и перекрашивают 50 художников. На сегодняшний день конструкцию перекрашивали более 20 раз. На башне можно различить три оттенка: она становится светлее с увеличением высоты. Это позволяет сделать силуэт сооружения визуально больше на фоне парижского неба.

В среднем на все строение наносится не менее 60 тонн краски, чтобы предотвратить появление ржавчины.

Дань ученым и науке

Вершина Эйфелевой башни кажется идеальным местом для изучения звезд и погоды. Неудивительно, что Эйфель устроил на третьем уровне две небольшие лаборатории, где могли работать астрономы и метеорологи. Создатель также проводил собственные эксперименты. Чтобы узнать больше о том, как объекты движутся против воздуха, он сбрасывал предметы, прикрепленные к шнурам, со второго уровня (около 115 м над землей) и наблюдал, как они падают.

В 1909 году Эйфель установил аэродинамическую трубу у основания конструкции, которая провела тысячи испытаний, в том числе на самолетах братьев Райт и автомобилях Порше.

В 2015 году рабочие придали «железной леди» экологически чистый вид, установив две ветряные турбины на втором уровне конструкции. Эти устройства преобразуют ветер в электричество для магазинов и ресторанов внутри строения. Также была установлена ​​система для сбора и направления дождевой воды в туалеты внутри.

━━━━━

Анастасия Дегтярева