То-чего-нельзя-упоминать: почему Европе так сложно даются извинения за рабство?
19 декабря правительство Нидерландов планирует принести извинения за работорговлю. Они станут одной из немногих европейских стран, которые пошли на это. Последние 50 лет просить прощения за рабовладельчество было для Запада моветоном. После 2020 года ситуация, кажется, начала меняться. Однако исчезновение вето на извинения породило новые табу, с которыми глобальному Югу еще только предстоит разобраться. Рассказываем, как слово «извини» стало запретным для Запада, что заставило Европу просить прощения за работорговлю и почему мода на извинения не смогла отучить ее от «колониального новояза».
За что извиняются Нидерланды?
Голландские власти собираются попросить прощения у Суринама и других бывших колоний за то, что их страна была вовлечена в трансатлантическую работорговлю.
Нидерланды занимались перевозкой рабов из Африки в Америку больше 250 лет. Первые упоминания об этом датируются еще концом XVI в. Но расцвет голландской работорговли пришелся на XVII в., когда республика захватила португальские порты в Западной Африке и плантации в северо-восточной части Бразилии.
С тех пор Голландская Вест-Индская компания стала крупнейшим перевозчиком рабов через Атлантику. К XVIII в. основным рынком сбыта невольников стали территории современных Суринама и Гайаны.
Нидерланды отменили работорговлю в 1863 году, став одной из последних стран, которые пошли на это. Причем в Суринаме и некоторых других колониях рабство сохранялось вплоть до 1873-го. По оценкам экспертов Лейденского университета, за это время голландцы успели перевезти через Атлантику от 550 до 600 тыс. рабов.
Помимо формальных извинений, голландское правительство намерено направить $200 млн на просветительские программы о роли Нидерландов в работорговле. Еще $29 млн пойдут на открытие тематического музея.
Ранее с подобными обращениями уже выступали администрации Амстердама, Роттердама, Утрехта и Гааги. Летом 2022 года центробанк Нидерландов также извинился за то, что получал выгоду от работорговли.
Запретное слово
Извинения за рабство — это не столько моральная, сколько политическая проблема для западных стран. Ее корни произрастают из деколонизации, то есть освобождения народов Азии и Африки от власти западноевропейских империй.
Активная фаза деколонизация началась после 1945 года. К 1970-м большинство стран Африки и Азии получили независимость. Вслед за этим новоиспеченные члены международного сообщества начали ставить перед Западом вопрос об извинениях за ущерб, причиненный колониализмом и работорговлей.
Однако на поверку оказалось, что этого не так-то просто добиться. На первый взгляд западные лидеры были готовы покаяться за колониализм: в публичных заявлениях они «глубоко раскаивались», «сокрушались», «осуждали» работорговлю, называли ее «величайшим преступлением в истории» и разглагольствовали об ее ужасах. Словом, делали все, чтобы не упоминать слова «извинения» и производных от него.
В 2001 году в южноафриканском городе Дурбан прошла конференция ООН по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией («Дурбан I»). Ее участники приняли всеобъемлющий план действий, в котором просьба об извинениях приняла формальный вид. Однако даже усилия ООН не улучшили ситуацию.
Во время работы над заключительным документом американская делегация покинула «Дурбан I», сославшись на антисемитский характер его текста. Евросоюз согласился принести формальные извинения за работорговлю, но инициативу заблокировали Великобритания, Нидерланды, Испания и Португалия. Они были готовы только «выразить сожаления».
Похожая судьба ждала и следующие конференции. Прошедший в 2009 году «Дурбан II» бойкотировали 10 западных стран, еще 23 предпочли отправить туда делегации низкого уровня. «Дурбан III» (2011 г.) проигнорировали уже 14 государств, а во время «Дурбана IV» (2021 г.) список бойкотирующих расширился до 37 стран.
Некоторые все же находили в себе силы принести извинения. В 1992 году это сделал Папа римский Иоанн Павел II, а в 2018-м Дания попросила прощения за работорговлю у Ганы. Однако в остальном ситуация оставалась прежней до 2020 года. После массовых протестов движения Black Lives Matter (BLM) против расизма крупнейшие колониальные державы прошлого стали более открытыми к международному диалогу об их роли в работорговле. Но к тому времени одних извинений стало уже недостаточно.
Извинения в карман не положишь
Каламбуры со словом «извини» следовали простой логике. Они позволяли западным лидерам оставаться на позиции «за все хорошее, против всего плохого» и при этом продолжать избегать ответственности за колониализм.
Америка и Европа опасались, что вслед за формальными извинениями жертвы работорговли и их потомки начнут требовать репарации. Однако бывшие колонии не стали дожидаться официального признания вины.
Хедлайнерами репарационного движения стало сообщество государств Карибского бассейна КАРИКОМ, куда входит и Суринам. В 2013 году они разработали репарационный план из 10 пунктов, в котором предложили европейцам официально извиниться за работорговлю, а также предоставить ее жертвам широкий спектр компенсаций в виде списания долгов, трансфера технологий, инвестиций в здравоохранение и культурные институты и т.д.
Распространение на Западе «новой этики», а также волна от протестов BLM, которые имели антиколониальный окрас, дали странам глобального Юга новый импульс. В 2020 году Бурунди потребовала от Германии и Бельгии $43 млрд за преступления времен колониализма. Через год Ямайка заявила, что предъявит Великобритании индивидуальный репарационный счет на $10 млрд.
Тогда же вопрос репараций впервые вышел на уровень ООН. В 2021 году Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет признала право бывших колоний на компенсации. По ее мнению, они должны включать извинения, финансовые выплаты, программы по реабилитации жертв и гарантии того, что подобные «несправедливости» не произойдут в будущем.
Репарации? Репа-что?
На фоне общественного прессинга западные компании и местные правительства, которые имели хоть какое-то отношение к работорговле в прошлом, все-таки начали приносить извинения. Однако публику это уже не удовлетворяло: без упоминания конкретных шагов их раскаяние выглядело вымученным и фальшивым, что сразу бросалось в глаза.
В прошлом году Германия попросила прощения за геноцид племен гереро и нама в Намибии и попыталась откупиться от нее финансовой помощью в €1,1 млрд. При этом в извинениях Берлина сразу нашлось много «но»: немецкое правительство так и не вступило в переговоры с Намибией, а размер выделяемых средств оказался меньше ожидаемого.
Да и каламбуры тоже никуда не делись. Немцы аккуратно назвали финансовую компенсацию «знаком примирения», избежав слова «репарации». Конечных адресатов пакета тоже не упомянули. Вместо этого Германия ограничилась размытой формулировкой — «на развитие».
То же самое рискует произойти и с Нидерландами, чьи планы уже вызвали недовольство. Политики и общественники в Суринаме и других бывших колониях раскритиковали Амстердам за поспешность и нежелание консультироваться с ними по поводу даты извинений, в чем увидели признак «колониального мышления».
Туманные обещания Нидерландов профинансировать образовательные программы тоже не вызвали понимания у суринамцев. Жители страны считают, что будь Голландия по-настоящему искренней, она бы анонсировала план репараций и направила деньги на реальную помощь пострадавшим от работорговли.
━━━━━
Виталий Рюмшин