ALEX PLAVEVSKI/EPA
ALEX PLAVEVSKI/EPA

В Китае новая вспышка COVID-19. Чем это грозит экономике РФ?

Каждый день вирус подхватывают десятки миллионов жителей Поднебесной. Россия из-за этого может потерять часть нефтегазовых доходов

Китай захлестнула новая волна коронавируса. Она началась после смягчения политики нулевой терпимости к ковиду. СМИ сообщают о десятках миллионов заражений каждый день, переполненных больницах и крематориях. Экономика Поднебесной замедляется и становится тормозом для всей мировой торговли. От очередной волны заражений в Китае может пострадать даже РФ. Разбираемся, почему в КНР началась новая вспышка ковида и как она скажется на экономике России и всего мира.

Что происходит в Китае?

После массовых протестов против жестких ковидных ограничений власти КНР решили смягчить политику нулевой терпимости к COVID-19. Смена курса была продиктована и экономическими причинами: локдауны и жесткие требования по тестированию замедляли экономику страны. Ожидалось, что отмена ограничений поможет восстановить экономический рост Китая и всего мира.

Но оказалось совсем наоборот. Из-за драконовских ограничений китайское население не смогло заработать естественный иммунитет к коронавирусу. При этом местные вакцины против СOVID-19 оказались неэффективны против новых штаммов: омикрона и его субвариантов. По данным исследователей, именно эти разновидности вируса распространяются в КНР активнее всего.

Официальная статистика выдает скромные данные по заболеваемости в КНР: около 3 тыс. заболевших в день. Однако СМИ сообщают о настоящей эпидемиологической катастрофе. По информации Bloomberg, в первые 20 дней декабря коронавирус подхватили до 248 млн жителей Поднебесной — около 18% населения страны. 20 декабря болезнью могли заразиться до 37 млн человек. Reuters пишет, что стране необходимо в десять раз больше мест в палатах, чтобы удовлетворить спрос на стационарное лечение. Китайские крематории оказались не готовы к резкому росту смертности.

С официальной статистикой страны расходятся и данные некоторых городов. Например, Дунгуань и Циндао отчитывались о 300 тыс. и 500 тыс. заражениях в день соответственно. Это в сотни раз превышает официальную статистику по стране. Похоже, китайские власти хотят скрыть от мира реальные масштабы бедствия: КНР больше не передает данные о заболеваемости в ВОЗ, а Национальная комиссия здравоохранения перестала публиковать ежедневные обновления информации о новых заражениях СOVID-19.

Эксперты предсказывают, что, если власти будут смягчать ограничения в том же темпе, от коронавируса могут погибнуть до 1 млн китайцев. Зимнее время опасно, поскольку в преддверии нового года жители КНР активно ездят по стране. Эпидемиологи считают, что пик вспышки только впереди и придется на январь 2023 года. Согласно альтернативному сценарию, новая волна будет развиваться медленно и в полную силу ударит лишь в июле.

Как это отражается на мировой экономике?

Волна заболеваемости коронавирусом парализует китайскую промышленность. Это не только останавливает многие западные производства, которые расположены в КНР, но и снижает мировой спрос на энергоресурсы. В результате новой вспышки коронавируса стоимость нефти может упасть, а товаров китайского производства — вырасти.

Последствия новой волны ковида в Китае уже ощутила на себе компания Apple. Пандемия не только останавливает производство устройств, но и нарушает работу складов, логистические цепочки. Остановка производства может растянуться на месяцы. Из-за этого в продажу не поступят от 5 до 15 млн айфонов, а техногигант впервые за три с половиной года завершит квартал падением выручки.

Китай становится все менее привлекательным для иностранных инвесторов. Сообщалось, что Apple перенесет часть производств из КНР в Индию и Вьетнам, где ситуация с ковидом спокойнее. В начале сентября в Индии уже стали собирать iPhone 14. Аналитики считают, что к 2025 году там будет производиться четверть всех смартфонов Apple, хотя сейчас 90% собирают в Китае.

Что это значит для России?

Из-за санкционного давления РФ все сильнее отворачивается от западной экономики в сторону Востока. Китай становится одним из ее важнейших стратегических партнеров. Поэтому вспышка заболеваемости коронавирусом в Поднебесной — плохая новость для России.

Она опасна тем, что в Китае будет падать потребление нефти из-за остановки производств. Во-первых, от падения спроса цена на нефть снизится, и доходы российских экспортеров станут меньше. Отечественная марка Uras и так продается в Азию с крупными скидками, а общее падение цен только усугубит ситуацию.

Во-вторых, за последний год Пекин стал одним из единственных крупных покупателей российской нефти. Этот факт угрожает российской экономике сильнее: вряд ли найдутся страны, которые захотят (и смогут) получить недоставленные в Китай объемы.

Тем временем Поднебесная становится важнейшим партнерам России по всем экономическим направлениям. В том числе Кремль рассчитывает заместить западную продукцию с помощью китайских технологий. Однако замедление экономической активности КНР ставит эти планы под угрозу. Очевидно, что Китай в первую очередь будет спасать свою экономику, а не российскую.

━━━━━

Степан Липатов