Интервью с президентом Федерации компьютерного спорта России: об итогах года и планах
Конец года — время подводить итоги. Наши коллеги из редакции «На Киберспорте» попросили сделать это президента Федерации компьютерного спорта России Дмитрия Смита. В большом интервью он рассказал:
• Как Россию хотели исключить из мирового киберспорта, но не получилось
• Когда киберспортсмены перейдут на отечественные игры
• Нужно ли запрещать игры, в которых есть насилие и жестокость
• Может ли киберспорт войти в программу Олимпиады
• Почему победа Outsiders на IEM Rio Major 2022 не удивляет
• Из-за чего Team Spirit не повторили успех на International
• Как развивается школьный киберспорт в России
• Какие планы у ФКС России в 2023 году
• Во что сам играет в свободное время
— Как оцените этот год для российского киберспорта? Насколько сильно отразились зарубежные санкции?
— Год был непростой, но интересный и во многом показательный. Санкции действительно серьезные, многие команды были вынуждены выступать под нейтральными тегами. И даже сборная России на чемпионат мира, который недавно закончился на Бали, ездила выступать без гимна и флага — это печально. Но все равно, когда наши ребята играли, болельщики на трибунах кричали: «Россия». Это было приятно, это поддерживало. Мы заняли третье место в Counter-Strike.
Что касается ситуации внутри России, то мы отреагировали на текущие вызовы тем, что увеличили количество проводимых нами международных соревнований с финалом на территории страны. И помимо традиционных Открытых киберспортивных игр, мы в этом году провели еще и финал Международных студенческих соревнований. Приезжали к нам ребята из четырех стран — ЮАР, Казахстана, Сербии и России.
На следующий год мы планируем организовать еще отдельное соревнование для стран БРИКС. Мы проводим большое количество турниров, начали делать их и по отечественным играм. Недавно впервые состоялся финал по российской мобильной игре Standoff 2 — это дисциплина «тактический трехмерный бой». Было много зрителей, в онлайне нас посмотрели порядка 1,5 млн человек в день финала — это очень хорошие показатели.
Несмотря ни на что, киберспорт продолжает развиваться, соревнований становится больше и появляются очень качественные отечественные игры.
— Как скоро наши киберспортсмены смогут перейти на отечественные игры?
— Все понимают, что объем денег и внимания в индустрии игр сосредоточен гораздо больший, чем, например, в киноиндустрии. И естественно, что государство не может оставлять данную область без внимания. Еще на питерском Международном экономическом форуме эта тема поднималась, я был на одной секции с господином Гореславским. Уже там обсуждались варианты, как можно поддержать отечественного производителя. И сейчас эта история не заглохла, наоборот, она развивается.
Сейчас идет подготовка к серьезной поддержке отечественных разработчиков. С учетом вышесказанного считаем, что в течение пяти лет мы вполне можем перейти на высокий уровень. Будут и качественно очень хорошие игры, и количество их начнет расти. А когда их будут не единицы, мы сможем проводить по десятку разных соревнований.
— Если наши киберспортсмены перейдут на отечественные игры, то не отрежет ли это Россию от мирового киберспорта?
— Хороший вопрос, но, во-первых, мы же не предлагаем отказываться и говорить, что мы во все ваше зарубежное играть не будем. Наша задача — дать альтернативу, потому что с одной стороны сейчас зарубежные игроделы зарабатывают деньги и им неинтересно отключать российских игроков и киберспортсменов от этой истории. А с другой стороны на них давит политика: они понимают, что у нас своих игр мало, а когда у нас будет их много, этот рычаг станет уже не столь существенным. И, следовательно, пользоваться им будут все реже и реже. Это один момент.
Второй момент заключается в том, что мы хотим предоставить на рынке альтернативу, а дальше каждый выберет сам. Кому-то ближе будет что-то западное, кому-то больше понадобится свое, родное. Здесь уже, как говорится, на вкус и цвет товарища нет.
Сейчас, если кому-то нравятся отечественные игры, он по большому счету только в Warface мог до недавнего времени соревноваться. А никаких аналогов стратегических игр я до сих пор хороших не знаю. Из карточных вот «Черная книга» появилась не так давно. Но она тоже не соревновательная, поэтому здесь много работы. Но еще раз, никакого железного занавеса мы делать не собираемся.
И последний момент. Есть большое количество дружественных стран. Когда мы были на съезде Международной федерации, коллеги из Украины подняли вопрос о том, чтобы исключить Россию из международного киберспорта. Их поддержали, если не путаю, 27 стран. А в федерации всего 120 стран, и абсолютное большинство высказывалось за то, что Россия должна быть частью международного киберспорта. И если отечественные игры будут хорошими, интересными, в них будут играть везде. Тот же Warface популярен в десятке стран.
— В последнее время обсуждается запрет в России видеоигр, в которых есть жестокость и ненормативная лексика. Что думаете об этом?
— Я в целом не большой фанат запретов, я считаю, что путем убеждения и предоставления альтернативы можно получить больше. Слухи и разговоры будут всегда, я никаких серьезных законопроектов в этом направлении не видел. С другой стороны, здесь с перепугу могут уйти в какую-то крайность, поэтому риск, наверное, есть. Как в свое время в кино запретили во многих странах сигареты, стали их блюрить, заменять, потому что люди не должны курить на экране. В моем понимании, это перегиб какой-то.
У всего есть свои разумные рамки. Как у Жванецкого в свое время было хорошо сказано — я против того, чтобы с экранов матерились, но и не люблю цензуру. Вот здесь то же самое — нужен разумный баланс.
— В Казани провели Фиджитал игры, где участники соревнуются и в киберспорте, и в обычных спортивных дисциплинах. Какие перспективы у такого направления?
— Перспектива, на мой взгляд, весьма интересная, но это не первые игры, которые прошли по гибридному формату. Начиная с 2006 года, мы регулярно проводили подобные соревнования. Ребята играли в Counter-Strike, а потом в пейнтбол. Ездили на гонках, а потом пересаживались на картинг. И таких соревнований мы провели огромное количество по целому ряду городов нашей страны. Они всегда интересные, зрелищные и привлекательные для молодежи, у которой бурлит энергия. Подвигаться хочется всем.
В тот же футбик поиграть на поле после приставки — это милое дело, и такие соревнования мы тоже проводили вместе с Российским футбольным союзом. Поэтому с одной стороны ничего принципиально нового я в этом проекте не вижу, с другой — идея очень хорошая, здравая, и правильно, что именно Россия пытается эту историю продвигать на международной арене. Поэтому проекты мы поддерживаем, у нас подписаны соглашения между федерациями, мы отправляем судей на все эти соревнования, помогаем нашей экспертизой и так далее.
— В июне в Сингапуре пройдет первая олимпийская неделя киберспорта. Это сигнал того, что скоро киберспорт войдет в программу Олимпиады?
— На эту тему я пытаюсь рассуждать уже не первый десяток лет. Сейчас могу сказать следующее — люди очень любят говорить, что именно их событие первое, что раньше не было, а теперь появилось. Но на самом деле на Азиатских играх уже более семи лет киберспорт представлен. В Токио на Олимпиаде тоже присутствовали компьютерные игры, и проводились по ним состязания.
Интересно ли Олимпиаде, чтобы там появился киберспорт? Да, безусловно, потому что это огромная аудитория. И если мы посмотрим на цифры различных игровых направлений — тот же International, сколько людей его смотрят, а потом сравним с тем, как смотрят Олимпийские игры, то мы увидим, что первое растет, а второе снижается.
Олимпийскому движению нужна молодежь, и они готовы за нее бороться. Здесь вопрос заключается только в том, насколько олимпийские функционеры будут готовы рассматривать киберспорт именно как отдельно стоящий спорт, а не как цифровой аналог.
Киберфутбол, киберхоккей, кибербаскетбол — это понятно для чиновников, в том числе числе для тех, кто руководит МОК. А если мы говорим про Dota 2 и Counter-Strike, то это для них странно. Но в то же время именно эти игры составляют основу для российского киберспорта — в данный момент они самые популярные.
Поэтому здесь вопрос в том, смогут ли коллеги из МОК принять правильные решения, верно подойти к проблеме привлечению аудитории. Сделать что-то и сказать, что это «киберспорт» — не сложно. А вот сделать так, чтобы все остальные сказали «Вау, вот теперь киберспорт на Олимпиаде!», это совсем другая история.
Я лично был бы очень рад, если бы киберспорт стал частью олимпийской семьи. В моем понимании это неизбежно случится. Но мир сейчас быстро меняется, и вполне возможно, что киберспорт пойдет полностью своей дорогой и в итоге те же Игры будущего могут положить начало очень интересной тенденции.
— В программе олимпийской недели есть виртуальная гребля, велоспорт, бейсбол. Почему не взяли CS:GO и Dota 2?
— Проблема в том, что для большинства людей старшего поколения CS:GO и Dota 2 — это насилие. Но мне всегда несколько смешно и как-то неловко, когда говорят, что вот здесь насилие есть, а в традиционных видах спорта его нет.
Ребята, либо одно, либо другое. Если здесь и там спортивная агрессия, то это нормально. А если здесь у вас насилие, то что тогда происходит на ринге и в октагоне, извините? Нет, давайте будем последовательными, иначе мы придем к тому, что шахматы — это пропаганда каннибализма, потому что там едят друг друга.
— Хочу спросить вас про выступления наших топовых команд. Насколько неожиданной для вас была победа Outsiders на IEM Rio Major 2022?
— Я с этими ребятами виделся, понимаю, насколько они замотивированы. Не могу сказать, что это было прям удивление — это приятный результат долгой, кропотливой, вдумчивой работы. Это не мешает радоваться ни коим образом. Я искренне счастлив, что ребята заняли первое место — это очень большое, серьезное достижение.
Может, это не совсем релевантный пример, но я же тоже в свое время неоднократно побеждал на различных соревнованиях, в том числе международных. И я, например, никогда не радовался своей победе. Для меня это был ожидаемый результат — я к нему шел и знал, что он должен случиться. Если бы я выиграл в лотерею 5000 рублей, то вот тут я бы обрадовался — вау, как мне повезло! Но здесь нет места везению, здесь есть место труду.
— Как думаете, почему Team Spirit не повторили успех на International?
— Начнем с того, что на International не часто удается повторить успех. Есть, конечно, команды, которым это удавалось, но все равно это очень-очень сложная история. Team Spirit, в моем понимании, во многом стали заложниками текущей политической ситуации, то есть они выбрали путь бегства: релоцировались в другую страну, пусть и дружественную — в Сербию. Они были вынуждены поменять много-много всего, в том числе и часть людей.
И вот эта «химия» и «магия» распалась, когда люди очень хорошо друг друга дополняют и создают эффект синергии. Поменялся состав, место, изменилось эмоциональное состояние, но ключевой момент — то, что немного изменился подход к тренировкам. И это, на мой взгляд, оказало решающую роль. Но я свечку не держал, это мое сугубо личное предположение.
— ФКС России занимается школьным киберспортом. У вас есть курсы для ребят, недавно вы провели для них турнир. Расскажите, как это продвигается?
— Работы ведется много — активно, но сложно. У нас есть стандарт спортивной подготовки, разработаны поурочные планы, функционируют секции не только в Москве, но и в регионах. И в то же время, когда мы говорим про школьников, важно понимать, что это все-таки люди, которые сами решения не принимают. Они следуют тем решениям, которые как минимум утвердили родители, а зачастую и инициировали. И вот здесь как раз вся сложность со школьным спортом — это контакт с родителями. У них обычно времени не очень много, и когда стоит выбор, куда пойти ребенку после школы заниматься — в спорт или, в их понимании, «игрушки» — многие будут выбирать спорт, потому что это полезно для здоровья.
На самом деле, я могу привести пример своего сына — ребенка перегрузить невозможно, у него расписание настолько плотное, что там найти промежуток в полчаса свободного времени в будний день практически невозможно. Он занимается у меня одновременно и лепкой, и футболом, и тхэквондо, и при этом еще изучает английский, робототехнику, и я его еще успеваю немного потренировать в киберспорте. Это все можно совмещать.
Проблема заключается только в том, что видит родитель под вывеской «киберспорт». Большинство не видит ничего, и в этот момент, когда человек не имеет точного ориентира, случается какая-то трагедия, которую газеты начинают поднимать на флаги и нагнетать негатив и ажиотаж. Так было, например, с трагедией в Ижевске. Естественно, что у родителя возникает естественный страх и желание забрать ребенка.
Поэтому очень большую часть нашей деятельности мы направляем на просвещение, на то, чтобы объяснить, что такое киберспорт, почему он полезен и почему несистемные занятия могут быть вредны. У нас, например, даже есть брошюра на сайте, в которой есть базовые правила техники безопасности, связанные с осанкой, со зрением, с туннельным синдромом и так далее.
Если финализировать, школьный спорт — это сложно в любом направлении, потому что там решения принимают родители. В нашей стране очень широкий выбор того, куда отдать ребенка. В компьютерный спорт пока далеко не каждый готов отдать.
Однако если посмотреть на прогресс и по участникам в школьных соревнованиях, и по количеству открываемых секций, то мы движемся в правильном направлении. И, кроме всего прочего, мы ведем работу с коллегами из Министерства образования. У нас подписаны различные соглашения, есть и летние лагеря с киберспортом. Эта история развивается.
— Ваш сын занимается киберспортом или любит просто поиграть?
— Мой сын не увлекается видеоиграми как таковыми, но он запускает соревновательные игры. Естественно, что на серьезных первенствах он не выступает — он еще маленький, а турниры у нас только с 14 лет. Но тот же Fortnite или Clash Royale ему очень интересны.
— А во что играет президент Федерации компьютерного спорта России, когда у него есть свободное время?
— Помимо тренировок сына в Clash Royale, я иногда под Новый год встречаюсь со старыми друзьями, и мы играем в третьих «Героев» — это такая большая ностальгия у нас. Ну и в целом, наверное, все. На остальное, как правило, не хватает времени.
— Какие планы у ФКС России в 2023 году?
— В следующем году мы хотим увеличить количество наших соревнований, сделав упор на отечественные игры, на международную составляющую. Мы планируем большой проект, буквально на днях анонсировали — «Территория boost», направленный на выявление сильных спортсменов, чтобы выстроить им дорогу в будущее и построить киберспортивную карьеру.
Мы продолжим увеличивать количество секций, которые будут открываться практически по всей стране. Рассчитываем, что сможем приложить усилия для того, чтобы отечественный игропром развивался и делал это активно.
— Новый год уже скоро. Что пожелаете геймерам и любителям киберспорта?
— Я пожелал бы всем стараться думать и анализировать, и в первую очередь это касается самоанализа. Нужно пытаться смотреть на себя непредвзято и стремиться к тому, чтобы ты завтрашний был лучше, чем ты вчерашний. Это самое главное соревнование в нашей жизни.
━━━━━
Михаил Целиков