Florian Olivo/unsplash.com
Florian Olivo/unsplash.com

Как прошел 2022 год в российском киберспорте? Обзор главных событий

Отечественные команды побеждали на международных соревнованиях, а в РФ развивают индустрию видеоигр

В 2022-м в киберспорте произошло много событий. Россию хотели отстранить от крупных турниров, но большинство государств отказалось изолировать страну. С некоторыми ограничениями отечественные атлеты продолжили соревноваться и одержали много громких побед. Наши коллеги из редакции «На Киберспорте» рассказывают о главных моментах прошедшего года и тенденциях, которые получат развитие в 2023-м.

Россия остается частью мирового киберспорта

Киберспортсмены из России были востребованы в зарубежных командах во многих дисциплинах, как и отечественные клубы на мировой арене. Однако после начала введения санкций некоторые разработчики прекратили поддерживать свои игры в РФ. Например, Riot Games (авторы League of Legends и Valorant) отменили соревнования в РФ и запретили игрокам участвовать в турнирах даже под нейтральным тегом. В Ubisoft (разработчики Rainbow Six Siege) тоже перестали проводить свои первенства в России. Эти игры популярны, но не настолько, как CS:GO и Dota 2 от Valve, с которыми проблем было меньше.

Однако все равно составу Virtus.pro по CS:GO в 2022-м пришлось выступать под независимым тегом Outsiders, а российская команда Team Spirit перенесла свой офис в Белград.

Как вы слышали, мы будем на ESL Pro League Season 15 под тегом Outsiders. Благодарим Virtus.pro за эту возможность, а также всех фанатов, которые поддерживают нас. Постараемся сделать все, что в наших силах.

Джами Jame Али, Игрок Outsiders

На уровне сборных Россию отстранили частично. Стране приостановили членство в Европейской федерации киберспорта по инициативе Украины и Швеции. Украинцы хотели добиться дисквалификации россиян и в Международной федерации, но большинство государств проголосовало против этого. Подробнее об этом нам рассказал президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит. Полное интервью с ним читайте здесь.

Когда мы были на съезде Международной федерации, коллеги из Украины подняли вопрос о том, чтобы исключить Россию из международного киберспорта. Их поддержали, если не путаю, 27 стран. А в федерации всего 120 стран, и абсолютное большинство высказывалось за то, что Россия должна быть частью международного киберспорта.

Дмитрий Смит, Президент ФКС России

В итоге Международная федерация не стала исключать Россию, и сборная участвовала в чемпионате мира, который прошел на Бали. Она играла в четырех дисциплинах — CS:GO, Dota 2, Tekken 7, eFootball 2023. В Counter-Strike: Global Offensive команда завоевала бронзу. А во время ее матчей зрители на трибунах скандировали: «Россия!».

Победы на международной арене

Главным достижением российских команд в 2022 году стал успех Outsiders на главном турнире года по CS:GO — IEM Rio Major 2022. В гранд-финале они обыграли Heroic со счетом 2-0: 16:12 на Mirage, 16:5 на Overpass. За победу они получили 500 тыс долларов и место на BLAST Premier Final 2022 — эти соревнования изначально не допускали клубы из России, но им пришлось принять Outsiders как чемпионов мира.

Jame признали лучшим игроком IEM Rio Major 2022. Он закончил выступления на турнире с рейтингом 1.30.

Outsiders не смогли победить на BLAST Premier Final 2022, но турнир все равно выиграл россиянин. Илья m0NESY Осипов помог взять трофей команде G2. Для нее это был крупнейший титул с 2017 года. 17-летний игрок стал MVP соревнований с рейтингом 1.32. А за несколько дней до этого Esports Awards признали его «Новичком года на PC».

На этом победы российских киберспортсменов в 2022 году не закончились. Анастасия Glance Анисимова помогла G2 Gozen выиграть турнир по Valorant — Shopify Rebellion GC. Три россиянки в составе Nigma Galaxy — Tory, twenty23 и vilga — стали чемпионками ESL Impact League Season 2. Дмитрий Happy Костин был лучшим на W3Champions Finals Season 12 и подтвердил звание одного из лучших варкрафтеров планеты. Были у игроков из РФ успехи и в других дисциплинах.

Российские видеоигры

После ухода многих компаний из страны Федерация компьютерного спорта России планирует перейти на отечественные игры. Это тема поднималась на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге и форуме «Россия — спортивная держава» в Кемерово. В нашем интервью Дмитрий Смит сказал, что киберспортсмены начнут соревноваться в российских играх уже в течение пяти лет. Будет расти как их количество, так и качество.

Мы не предлагаем отказываться и говорить, что мы во все ваше зарубежное играть не будем. Наша задача — дать альтернативу, потому что с одной стороны сейчас зарубежные игроделы зарабатывают деньги и им неинтересно отключать российских игроков и киберспортсменов от этой истории. А с другой стороны на них давит политика: они понимают, что у нас своих игр мало, а когда у нас будет их много, этот рычаг станет уже не столь существенным.

Дмитрий Смит, Президент ФКС России

По данным «Коммерсанта», правительство обсуждает, как системно поддержать российскую видеоигровую индустрию до 2030 года. К этому времени планируется выпустить 25 игр с бюджетом от 6,5 млрд рублей каждая и 40 менее дорогих, чтобы составили конкуренцию крупным мировым релизам. По плану Россия выйдет в топ-20 стран, которые разрабатывают игры.

Российская игровая индустрия уже получила развитие в 2022 году. ВКонтакте выпустила цифровой магазин VK Play и стриминговый сервис VK Play Live с поддержкой начинающих стримеров. А Институт развития интернета (ИРИ) выделяет гранты для разработчиков — один из них получила новосибирская студия Cyberia Limited, которая работает над историческим action RPG «Смута».

Соревнования будущего

Как и в обычном спорте, в России стали проводить больше соревнований для киберспортсменов, включая международные. Финал студенческих Игр посетили участники из ЮАР, Казахстана, Сербии. Кроме того, в стране тестируют новые форматы турниров.

В 2022 году в Казани дважды прошли Фиджитал игры — инновационные соревнования, которые объединяют физическую активность и цифровую реальность. Участники проявляют себя на реальной площадке и за компьютерами, после чего баллы суммируются. Например, в фиджитал-футболе к настоящим голам плюсует те, что команда забьет в FIFA.

Первые Фиджитал игры прошли в четырех дисциплинах: футболе (FIFA + футзал), баскетболе (NBA + стритбол), гонке дронов и Beat Saber — VR-игре, в которой нужно разбивать геометрические фигуры под музыкальный ритм и набирать очки. Общий призовой фонд соревнований составил 6 млн рублей.

Второй турнир представил три других дисциплины: гонки (заезд на картинге + автосимулятор Assetto Corsa), единоборства (Mortal Kombat + бои ММА) и хоккей (матч 3х3 + NHL).

Эти турниры являются пробными перед Играми будущего, которые пройдут в Казани в 2024 году. Около 2000 участников будут бороться в 16 дисциплинах, которые объединят классический спорт и киберспорт в единый соревновательный процесс.