Валерий Шарифулин/ТАСС
Валерий Шарифулин/ТАСС

Предатели или ценные кадры: что власти будут делать с уехавшими специалистами?

В парламенте планируют усложнить жизнь эмигрантам. Минфин относится к ограничениям с осторожностью, а в Минцифры и вовсе хотят начать программу «обратной релокации»

В 2022 году десятки тысяч россиян покинули страну после начала СВО и мобилизации. Многие политики осудили такой шаг, назвав их предателями и даже «врагами общества». В Госдуме призывают ввести дополнительные ограничения на удаленку из-за рубежа, но Минфин опасается, что «драконовские меры» лишат бюджет налоговых доходов. Тем временем Минцифры и вовсе разрабатывает меры поддержки, чтобы вернуть уехавших специалистов. Разбираемся, какими «кнутами» хотят наказывать эмигрантов, какие «пряники» им предлагают и что из всего этого выйдет.

Как уехавших хотят наказывать?

Говоря об эмигрантах, российские политики не стесняются крепких выражений. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко сравнила уехавших критиков Кремля с крысами, цитируя высказывание Уинстона Черчилля. По ее словам, общество расценивает их действия как предательство, потому что те бегут к новым хозяевам в трудные для родины времена. Матвиенко уверена, что за границей эмигрантов ждут только разочарование, тоска по дому и муки совести.

По данным Минцифры РФ, за 2022 год из страны уехали около 100 тыс. IT-специалистов — около десятой части от общего числа. Глава ведомства Максут Шадаев отметил, что 80% из них продолжают работать на отечественные компании из дружественных стран. При этом оценить весь масштаб эмиграции довольно сложно. Данные таможенной службы и ФСБ учитывают все выезды из страны, включая туризм и командировки, поэтому нельзя точно сказать, сколько человек покинули Россию навсегда.

Вслед за Матвиенко в предательстве релокантов обвиняет и зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев. Экс-президент предложил называть сбежавших россиян «врагами» общества и государства, а также запретить им въезд в РФ «до конца их дней». В Кремле к «эмоциональному моменту» Медведева отнеслись с понимаем, но отказались считать врагами всех эмигрантов. «Есть те, кто испугался, и кто не понял. И они не являются врагами государства», — убежден пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Тем временем хедхантеры признают, что релокация стала «головной болью» для бизнеса. Уехавшие работники просят повысить им зарплату, контролировать коллектив становится сложнее, а эффективность бизнеса падает. При этом возрастающая налоговая нагрузка ложится на плечи работодателей. Некоторые компании и вовсе отказываются от сотрудничества с эмигрантами, потому что осуждают их за бегство в кризисный момент.

Отъезд россиян из страны критикуют и многие парламентарии. Законодатели предлагают разные способы усложнить жизнь россиян за рубежом. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил отменить налоговые преференции для уехавших самозанятых и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, депутаты предлагали ограничить удаленку для налоговых нерезидентов РФ и поднять НДФЛ до 30% для тех, кто работает из-за рубежа. Некоторые даже призывали конфисковать имущество эмигрантов в пользу участников СВО, однако в Совфеде эту идею назвали неконституционной.

Как пытаются привлечь обратно?

Мнение главы Минцифры прямо противоположно взглядам Матвиенко, Медведева и Володина. «Мы против драконовских мер в отношении сотрудников, которые уехали. Мы должны создать условия, чтобы они захотели вернуться и работать в России. Здесь никаких ограничений не должно быть», — утверждает Шадаев. Он предложил начать программу «обратной релокации», которая покажет, что в России можно «спокойно продолжать работать». Минцифры уже обсуждает с участниками рынка гарантии для IT-специалистов, чтобы доказать, что тем «нечего бояться» на родине.

По сведениям «Коммерсанта», в список гарантий могут войти бронь от службы в армии и частичная оплата обратной дороги. Ведомство пообещало принять меры «в ближайшее время». Минцифры категорически не поддерживает ограничения для удаленной работы из-за рубежа или повышение НДФЛ до 30%. «Это не поможет ни отрасли, ни самим специалистам», — подчеркивают в министерстве.

Участники рынка отмечают, что «драконовские меры» могут привести к массовому увольнению удаленщиков или переносу самих компаний с территории РФ. По их мнению, налоги, наоборот, нужно снижать. Это позволит привлечь к работе и иностранных сотрудников, считают собеседники «Коммерсанта».

Минфин смотрит на ограничения для эмигрантов с осторожностью и пока не сформировал позиции на этот счет. «Надо не навредить. Если мы сделаем особые порядки налогообложения, то можем создать условия, когда бизнес будет не заинтересован платить в российский бюджет», — предупреждает глава ведомства Антон Силуанов. В первую очередь, меры не должны создавать рисков для бюджета РФ, подчеркнул министр.

Примечательно, что еще в июле 2022 года Минфин сам предложил взимать с зарплат россиян-нерезидентов 30% подоходного налога.

Что из этого получится?

Власти заинтересованы в том, чтобы уехавшие продолжали платить налоги, отмечают в Минфине. При этом в правительстве не хотят создавать для них «негативных стимулов». Силуанов предположил, что Москва может ввести дополнительные налоги на услуги, которые оказываются в России из-за рубежа. В Госдуме отмечают, что если повышенные налоги для эмигрантов и введут, то ставка вряд ли превысит 30%.

Тем временем бизнес занимает «выжидательную позицию», констатируют эксперты. Компании не спешат менять кадровую политику (или сообщать об этом публично), потому что не хотят рисковать привлекательностью на рынке труда. По-видимому, реальные шаги последуют только за окончательными решениями властей насчет уехавших специалистов.

При этом ограничения на удаленную работу из-за границы были бы болезненными для многих компаний. Из-за них бизнес может потерять опытных специалистов, заменить которых будет сложно. Кроме того, могут появиться «серые» схемы, которые позволят переводить зарплату сотруднику за границу, избегая повышенных налогов. Эксперты считают, что такие трудности могут продлиться три-четыре месяца, прежде чем компании адаптируются.

Хотя, возможно, дополнительных ограничений для эмигрантов не будет вовсе. Некоторые участники IT-рынка утверждают, что дефицита кадров в России не наблюдается, а значит, страна сможет обойтись без уехавших специалистов. По мнению спикера Госдумы Вячеслава Володина, будет лучше сосредоточить меры поддержки на сотрудниках, которые остались на родине. «Вернутся! Все вернутся! Вы поэтому меньше переживайте об этом. Нам надо готовить кадры, которые никогда не променяют свою родину ни на какие коврижки. Вот это должно быть приоритетом», — уверен он.

━━━━━

Степан Липатов