YouTube
YouTube

Пропаганда работает, даже если мы в нее не верим. За это в ответе эффект спящего

Это происходит из-за того, что наша память работает неравномерно

Мы привыкли думать, что новая информация оказывает на наше сознание наибольший эффект: люди быстро становятся заложниками актуальных трендов и скорее вспомнят то, о чем услышали недавно, чем то, о чем упомянули в разговоре много лет назад. Однако бывает так, что факты, которые кажутся недостоверными с самого начала, приобретают статус непреложной истины в наших глазах. Рассказываем, почему так происходит и из-за чего существует подобная особенность человеческого восприятия.

Все дело в эффекте спящего

Это особый феномен, который связан с убеждением: при определенных условиях полученная информация начинает влиять на человека не сразу, а спустя длительный промежуток. Другими словами, со временем человек может увериться в том факте, к которому отнесся с сомнением с самого начала.

Об этом впервые заговорили в период Второй мировой войны: американские психологи пытались изменить отношение солдат к сражениям. Их целью было поднять патриотический дух и настроить войска на позитивное восприятие происходящего: для этого им показали серию фильмов «Почему мы сражаемся», в которых содержалась армейская пропаганда.

Изначально кинолента никак не повлияла на тех, кто ее посмотрел: через пять дней после показа психологи не увидели разницы в восприятии войны у тех, кто ее видел, и у тех, кто ее не видел. Однако спустя четыре недели ситуация изменилась: солдаты, которых ознакомили с лентой, начали лучше относиться к конфликту.

Таким образом, информация повела себя, как спящий агент: шпион, проникающий в неприятельский тыл с целью залечь там на дно. Однако стоит ему услышать команду, как он начинает действовать и вносить сумятицу во вражеские ряды.

Когда эффект срабатывает?

Ученые считают, что подобное искажение может возникнуть только в том случае, если соблюдается четыре главные условия. Во-первых, информация, которую вы получили, должна показаться вам убедительной: например, кто-то подходит к вам и говорит, что скоро люди начнут колонизировать луну, и в первое мгновение вы в это верите.

Второе необходимое условие — обесценивающий фактор, который должен возникнуть сразу после того, как вы услышали новость: тот, кто поведал вам о переселении на луну признается, что пошутил или рассказывает о том, что прочитал об этом в желтой газетенке.

После этого в игру вступает время: его должно пройти достаточно много для того, чтобы человек забыл о том, что заставило его усомниться в реальности освоения спутника: другими словами, он продолжает помнить о факте колонизации, но забывает о том, что эта новость была опубликована в журнале «Любители шапочек из фольги».

Последнее же условие заключается в том, что даже спустя время полученная информация должна быть значимой в глазах реципиента.

Почему же так происходит?

Дело в том, что наша память работает неравномерно: люди дольше помнят факты, о которых им рассказывали, чем то, при каких обстоятельствах они с ними познакомились. К тому же, мы постепенно перестаем ассоциировать полученную информацию с источником, из которого о ней узнали, даже если помним о его существовании.

К этой уловке часто прибегают в период выборов для антирекламы конкурентов. Например, пиар команда одного кандидата размещает в социальных сетях посты, о том, что его соперник злоупотребляет алкоголем. При этом человек, который наткнется на данную запись, хоть и поймет, что подобное сообщение вряд ли правдиво, через пару месяцев забудет о том, что стало источником его сомнений, и начнет воспринимать данного претендента, как любителя горячительных напитков.

Те же механизмы используют пропагандисты: даже если человек не поверит в то, о чем они говорят, со временем заложенная ими мысль даст о себе знать.

Как с этим бороться?

Прежде чем ознакомиться с какой-то информацией, изучите источник, к которому вы собираетесь обратиться: если вы с самого начала будете понимать, что он недостоверный, то снизите риск того, что окажетесь в ловушке эффекта спящего. С другой стороны, если в вашей памяти вплыл факт «неизвестного происхождения», лучше перепроверить и убедиться, что вы узнали о нем из достойных доверия ресурсов.