Zuma/TASS
Zuma/TASS

«Передел поляны»: с чем связаны массовые увольнения чиновников на Украине?

Зеленскому важно показать, что борьба с коррупцией продолжается даже на фоне СВО. Главный адресат этого месседжа — Запад

В начале года на Украине прошла серия отставок в высшем руководстве страны. С 22 по 24 января должностей лишились 11 человек: шесть высокопоставленных чиновников и пятеро глав регионов. Это крупнейшая кадровая ротация с начала СВО, которая вновь поставила ребром вопрос о коррупции в Киеве и о том, как расходуются поставляемые Западом миллиарды долларов экономической помощи. Разбираемся, кто и почему лишился должностей и как на это реагируют иностранные партнеры Киева.

Кто был отправлен в отставку?

22 января президент Украины Владимир Зеленский анонсировал ряд «конкретных и справедливых» кадровых решений. На следующий день по собственному желанию ушел в отставку заместитель генпрокурора Украины Алексей Симоненко. За ним последовали замминистра соцполитики Виталий Музыченко, заместитель министра обороны Вячеслав Шаповалов и заместители министра развития общин, территорий и инфраструктуры Иван Лукеря и Вячеслав Негода. Заявление об увольнении также подал замглавы офиса президента Украины Кирилл Тимошенко.

Кроме того, по решению правительства были сняты с должностей несколько руководителей областных военных администраций. Свой пост оставили Валентин Резниченко (Днепропетровская область), Александр Старух (Запорожская область), Алексей Кулеба (Киевская область), Дмитрий Живицкий (Сумская область) и Ярослав Янушевич (Херсонская область). Кулеба перешел на работу в офис президента, заняв позицию Тимошенко.

Многие из этих чиновников уже фигурировали в коррупционных скандалах. Шаповалов, курировавший тыловое обеспечение ВСУ, ушел после расследования о закупках продовольствия по завышенным ценам. Тимошенко уличали в том, что он пользуется дорогим автомобилем бизнесмена Вемира Давитяна и живет в доме другого предпринимателя, Игоря Никонова. Симоненко подал в отставку после новогоднего отдыха с семьей в Испании.

Лукерия и Негода решили уволиться после ареста своего коллеги — еще одного заместителя министра развития общин и территорий Василия Лозинского. Его и «других членов организованной преступной группы» обвинили присвоении денег, выделенных на восстановление критической инфраструктуры Украины.

Это может быть только началом кадровой чистки в Киеве. Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия заявил, что весной начнутся «активные посадки» коррумпированных чиновников.

Как трактовать эти перестановки?

С начала СВО Зеленского часто упрекали в том, что он недооценивает проблему злоупотреблений на фоне военного положения в стране. В ноябре он объяснял это так: «[На Украине] коррупции сейчас нет, потому что мы все едины». Однако, как показали коррупционные скандалы последних месяцев, эти слова были далеки от правды.

Нынешняя волна отставок, по-видимому, призвана продемонстрировать, что Зеленский не забросил свой крестовый поход против взяточничества в Киеве. Причем не в последнюю очередь это необходимо показать Европе и США, которые выделяют Украине многомиллиардную помощь. Тем более, что среди западных чиновников все громче звучат требования провести аудит этих денег.

Официальный Запад позитивно оценил действия Зеленского. Еврокомиссия приветствовала кадровые перестановки и призвала Украину еще больше бороться с коррупцией для получения макрофинансовой помощи и дальнейшей интеграции в ЕС. В Вашингтоне подчеркнули, что «мы чрезвычайно серьезно относимся к нашей ответственности за обеспечение надлежащего надзора за всеми формами американской помощи, которую мы предоставляем Украине».

Одновременно по обе стороны Атлантики появилось немало скептических комментариев. Лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо заявил, что власти обязаны прекратить финансировать «коррумпированный режим». Конгрессвумен Лорен Боберт из Республиканской партии США призвала провести «полный аудит каждого доллара, отправленного Джо Байденом на Украину».

В Москве также усомнились, что перестановки могут как-то исправить положение на Банковой улице. «Это никакое не обновление в связи с тем, что кто-то был эффективный, а кто-то неэффективный. Это передел "поляны", — уверена официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. — За всеми теми, кто набран был в это логово, стоит кто-то извне, кто-то является проводником тех или иных коррупционных интересов».

Насколько масштабна коррупция на Украине?

Украина занимает 122-е место в Индексе восприятия коррупции Transparency International (из 180 государств). После прихода к власти Зеленский объявил «флешмоб» по борьбе с коррупцией, смысл которого был простой: «Требуют взятку? Предлагают "откат"? Пожалуйста, не молчите!» В стране также заработал Высший антикоррупционный суд, который сейчас занимается делами чиновников-взяточников.

Однако вскоре у самого Зеленского обнаружили офшорный бизнес. Вместе со своими коллегами по студии «Квартал-95» он зарегистрировал сеть компаний на британских Виргинских островах, в Белизе и на Кипре. За несколько месяцев до инаугурации Зеленский передал свою долю продюсеру Сергею Шефиру (ныне первому помощнику президента), но дивиденды стали поступать на имя супруги политика Елены Зеленской. В офисе президента заявили, что ничего компрометирующего в этом нет, и скандал удалось замять.

Коррупционные расследования на Украине затрагивают не только чиновников, но и топ-менеджеров государственных компаний. Так, экс-главу «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева обвинили в присвоении в 2018 году 229 млн гривен ($6,3 млн), которые он сам себе выписал после тяжб в Стокгольмском арбитраже с «Газпромом» за «экстраординарные достижения». Прокуратура хотела отправить Коболева под стражу, но 23 января киевский суд отклонил эту меру пресечения.

Зачастую на коррупции попадаются люди из ближнего круга Зеленского или его партии «Слуга народа». В центре недавнего расследования украинских журналистов оказался зампред «Слуги народа» Павел Халимон: он приобрел дорогостоящий особняк в Киеве и переписал его на другого человека. По разным оценкам, поместье могло обойтись ему от 10 до 60 млн гривен ($272 тыс. — $1 632 млн). После выхода материала руководитель фракции Елена Шуляк уволила Халимона, а ее коллега Давид Арахамия призвал правоохранителей провести расследование.

Впрочем, громкие увольнения не всегда заканчиваются уголовными делами, и реальное наказание нередко спускается на тормозах. Экс-депутат Рады Владимир Олейник уверен, что Зеленский лишь создает видимость борьбы с коррупцией, а уволенные чиновники играют роль «стрелочников», на которых можно списать все махинации с многомиллиардной помощью Украине.

━━━━━

Эльнара Синютина