Erik Mclean/Unsplash
Erik Mclean/Unsplash

«Классика» VS «Рок»: почему у нас разные музыкальные предпочтения?

Люди с детства учатся любить или ненавидеть те или иные звуки

Не всем нравятся одинаковые песни и мелодии: кто-то души не чает в рэпе, а кто-то обожает джазовые импровизации. При этом встречаются люди, которые ненавидят и то, и другое, однако с удовольствием слушают техно. Почему же так происходит? Заложено ли в наших генах то, какие музыкальные жанры нам импонируют? Разбираемся.

Возможно, причина в культуре

Раньше ученые считали, что музыкальные предпочтения человека зависят от особенностей его мозга. Однако последние исследования показали, что причина, скорее всего, кроется в его культурных корнях.

Например, большинство европейцев наслаждаются гармоничными мелодиями, особенно теми, которые написаны в до и соль мажоре. Однако в других обществах подобные звуковые сочетания распространены меньше. Доцент когнитивистики в Массачусетском технологическом университете Джош Макдермотт считает, что это в том числе связано с тем, что именно эти ноты лежат в основе самых прослушиваемых музыкальных композиций: многие поп-исполнители используют их при создании хитов.

Как это проверили?

Ученые отправились в дождевые леса Амазонии на северо-западе Боливии: там расположена обособленная от внешнего мира деревня Цимане.

Исследователи попросили 100 местных жителей и 100 европейцев оценить то, на сколько им понравились те или иные звуки: некоторые аккорды были консонансные, а другие — диссонансные.

При этом ученые провели серию несвязанных экспериментов для того, чтобы убедиться, что респонденты понимают, что им нужно сделать: им включили запись смеха и тяжелого от страха дыхания и поставили аналогичную задачу. И европейцы, и жители Цимане нашли смех приятным, а вздохи тревожащими.

Однако их восприятие музыкальных созвучий отличалось: в то время, как первой группе людей пришлись по нраву только гармонирующие между собой звуки, боливийцы посчитали грязные аккорды столь же приятными на слух, как и чистые. Это позволило ученым сделать вывод о том, что музыкальные предпочтения людей действительно зависят от того, к каким звукам они привыкли. В противном случае ответы респондентов по большей части совпадали бы.

Таким образом, человечество стало на шаг ближе к пониманию того, как формируется музыкальная эстетика. Это также объяснило, почему в некоторых культурах певцы и композиторы отдают предпочтение странной какофонии, а также то, почему некоторые из наших знакомых заслушиваются неразборчивым шумом, который вызывает у окружающих головную боль.