экономика

Монетизация чувств верующих: как бизнес зарабатывает в Великий пост?

Рестораны вводят специальное меню, а ритейл наращивает продажи растительного мяса и безалкогольного вина
Антон Новодережкин/ТАСС
Антон Новодережкин/ТАСС

В России наступил Великий пост, который продлится до Пасхи (16 апреля). По данным ВЦИОМ, в 2023 году пост планируют соблюдать 12% россиян. Этим особенным для верующих временем активно пользуется бизнес, чтобы заработать на клиентах. Традиционно в этот период на упаковках появляются надписи «постный продукт», а в кафе и ресторанах — специальное постное меню. Что же это такое — забота о верующих или очередная маркетинговая уловка? Давайте разбираться.

Бизнес наращивает продажи постных продуктов

В Великий пост традиционно растут продажи растительной пищи. Постящиеся отказываются от продуктов животного происхождения: мясной, молочной продукции и яиц (по сути, переходят на веганскую диету). Верующие ищут альтернативу скоромной пище, поэтому чаще покупают овощи, крупы, бобы, грибы и орехи. Так, по данным аналитиков Wildberries, в 2022 году продажи чечевицы за время Великого поста выросли на целых 87%. Вместе с этим значительно увеличились продажи нута (+ 63%), фасоли (+45%) и грибов (+24%).

Одновременно покупатели обращаются к растительным заменителям привычных продуктов. В 2022 году продажи миндального молока на фоне Великого поста подскочили на 75%, кокосового — на 65%. Это коснулось даже алкоголя, от которого отказываются многие постящиеся. По оценкам WIldberries, продажи безалкогольного вина выросли тогда на 70%, а безалкогольного шампанского — на 18%. А в 2021-м онлайн-магазин Утконос сообщал, что продажи веганских мяса и колбасы показали рост от 400% до 1000% по разным позициям.

И так только во время Великого поста?

Нет. Ситуация повторяется и на Пасху. Например, в 2022 году спрос на муку и яйца к празднику увеличился втрое. Выросли продажи сливочного масла, сухофруктов, цукатов, мяса и творога. Все эти ингредиенты нужны для приготовления традиционных пасхальных блюд.

Еще Великим постом активно пользуются кафе и рестораны. Заведения вводят постное меню, которое может включать до 30 разных позиций. Постные блюда предлагают даже бургерные и стейк-хаусы, делая котлеты из растительного мяса. Рестораторы отмечают, что спрос на постную пищу со временем увеличивается, и связывают это с популярностью ЗОЖ.

Владельцы кафе и ресторанов признают, что Великий пост в том числе дает возможности для продвижения. Новые блюда позволяют лишний раз напомнить о себе в соцсетях, а эксперименты шеф-поваров могут привлечь внимание СМИ. Великий пост ценят и сами кулинары. Он дает им возможность добавить в меню блюда, которые в обычное время могли остаться незамеченными.

Продажи мяса и молока падают

Великий пост приносит бизнесу не только прибыль, но и убытки. Пока постная продукция становится более популярной, продажи скоромной пищи, наоборот, падают. Производители мяса сообщают, что традиционно спрос на мясо, полуфабрикаты и колбасные изделия снижается в Великий пост на 10-15%. В это время меньше мяса потребляют не только обычные граждане, но и общепит.

По данным ритейлеров, продажи молочной продукции тоже снижаются. Продажи молока уменьшаются на 8-10%, а кефира, сметаны, творога и йогуртов — на 2-4%. Примечательно, что наиболее ощутимо продажи снижаются только в первую неделю поста. Эксперты связывают это с тем, что перед его началом спрос на молочку, наоборот, растет. В масленичную неделю россияне покупают больше молочных продуктов, чтобы готовить блины.

Со сложностями сталкиваются и рестораторы. Дело в том, что начало весны — не сезон для овощей и орехов, которые активно едят в Великий пост. Из-за этого продукты стоят дороже, и издержки общепита растут. Однако рестораторы не рискуют повышать цены в меню, чтобы не отпугнуть клиентов. В результате постные блюда приносят меньше выручки, чем скоромные. Чтобы компенсировать потери, поварам приходится оптимизировать приготовление и совмещать в блюдах дорогие и бюджетные ингредиенты.

Бизнес пользуется уловками, но это не плохо

С одной стороны, некоторые маркетологи считают, что «постные» продукты и меню — это просто уловка предпринимателей. Черный хлеб, орехи и овощи остаются постными целый год, но получают маркировку только в Великий пост. Это придает им уникальности, а значит позволяет поднять цены, отмечают специалисты. При этом регламент производства постных продуктов нигде не прописан, поэтому продавцы могут ставить такую маркировку на любые товары.

С другой стороны, бизнес зарабатывает на постной пище не от хорошей жизни. В Великий пост покупают меньше мяса, яиц и молочной продукции, и эти потери нужно как-то компенсировать. В том числе поэтому предприниматели расклеивают этикетки «постный продукт» и оборудуют специализированные отделы в магазинах.

В любом случае с помощью таких «уловок» бизнес помогает постящимся ориентироваться и быстрее находить подходящие продукты. Закономерно, что предприниматели получают вознаграждение за то, что делают жизнь 14 млн россиян легче.

Степан Липатов