футбол
commons.wikimedia.org
commons.wikimedia.org

Нужен ли российскому футболу Fan ID? Собрали разные мнения

После введения паспорта болельщика в РПЛ снизилась посещаемость, но это может быть временный эффект

В Российской Премьер-лиге на всех стадионах ввели Fan ID — систему допуска на спортивные соревнования через специальный документ. С начала сезона система работала только на пяти стадионах, а теперь ее применяют везде. После этого споры о необходимости паспорта болельщика возобновились с новой силой. Приводим аргументы его противников и сторонников.

Как работает Fan ID?

Теперь билеты привязываются к конкретному паспорту болельщика. Однако после покупки их можно передавать друзьям и родственникам. Документ нужно оформить всем посетителям стадиона — даже детям до 14 лет. Данные проверяются в тот момент, когда болельщик сканирует QR-код своего билета.

Оформить Fan ID можно за несколько минут в личном кабинете на Госуслугах. Там нужно подтвердить свои персональные и контактные данные, а потом загрузить фотографию. После одобрения заявки необходимо посетить МФЦ для верификации личности, поэтому лучше сделать это заранее, а не в день игры. Возможно, в будущем центры появятся возле стадионов. «Зенит» сейчас договаривается с правительством Санкт-Петербурга, чтобы открыть МФЦ рядом с «Газпром Ареной».

Fan ID: зачем нужен паспорт болельщика и как его получить?
Fan ID: зачем нужен паспорт болельщика и как его получить?

За что критикуют паспорт болельщика?

Активные фанаты выступили против Fan ID сразу же, как стало известно о введении системы. До старта сезона ультрас «Зенита», всех московский команд и нескольких других клубов РПЛ объявили бойкот — они не будут оформлять документ и приходить на матчи. В результате посещаемость лиги снизилась. По официальным данным, прошедший 18-й тур собрал 60 641 зрителя. На восьми играх было меньше болельщиков, чем вмещают столичные «Лужники» — 81 тыс.

Если сравнивать последний осенний домашний матч и первый весенний, когда на стадионе ввели Fan ID, больше всего упала посещаемость у «Динамо» — на 80%. Если на ноябрьскую игру с ЦСКА (2:1) пришли 25 048 человек, то на мартовскую встречу с «Крыльями Советов» (1:0) купили билеты только 4 943 болельщика. Конечно, на интерес к поединку повлиял и статус соперника.

У других клубов цифры тоже ухудшились:

• «Факел»: 13 578 → 10 321 (-24%)

• «Зенит»: 34 565 → 19 705 (-43%)

• «Ахмат»: 8 047 → 4 100 (-49%)

• «Спартак»: 13 457 → 4 281 (-68%)

• «Краснодар»: 33 757 → 7 965 (-76%)

Президент РПЛ Александр Алаев назвал это «грустной картиной». Однако он отметил, что Fan ID с технической точки зрения сейчас работает лучше, чем когда его вводили на первых пяти стадионах. Проблем с системой становится меньше, посещаемость должна вырасти.

Не очень хочется видеть на матчах “Спартака” или других команд всего несколько тысяч зрителей. Грустная картина, но надо двигаться вперед. Надеюсь, это нижняя точка, от которой мы все вместе оттолкнемся. Уверен, что посещаемость увеличится.

Александр Алаев, президент РПЛ

Против Fan ID высказывались тренеры и футболисты — Валерий Карпин, Георгий Джикия, Андрей Тихонов, Александр Мостовой и другие. Бывший игрок «Манчестер Юнайтед» Андрей Канчельскис категорично отозвался о документе.

У нас и так только топ-матчи собирали полные стадионы, а с введением Fan ID вообще будет мрак. Даже “Спартак” — ЦСКА никого не соберет. Fan ID убивает наш футбол. Стадионы обречены пустовать.

Андрей Канчельскис, бывший футболист сборной России

Паспорт болельщика обсуждают и в Госдуме. Депутат КПРФ Сергей Обухов направил запрос председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой отменить Fan ID. Лидер фракции Геннадий Зюганов согласен, что от электронного документа нужно избавиться.

Важно слышать и слушать голос народа, в данном случае футбольных болельщиков, которые однозначно против таких “новшеств”.

Геннадий Зюганов, руководитель фракции КПРФ

Почему Fan ID поддерживают?

Паспорт болельщика ввели в первую очередь ради безопасности на трибунах. Теперь можно легко определить нарушителей правопорядка и закрыть им доступ на арены. Вероятно, после введения паспорта болельщика на стадионах смогут снова продавать пиво, о чем давно просят клубы.

Кроме того, система уже зарекомендовала себя в России во время проведения Олимпиады-2014, Кубка конфедераций-2017, чемпионата мира-2018 и Евро-2020. А аналог Fan ID в Турции помог ходить на стадионы семьям — хулиганов стало заметно меньше.

Похожая система есть и в Италии. Агент футболиста «Спартака» Кейта Бальде, игравшего в Серии А, рассказал недавно, что там фанаты тоже были сперва против нововведения, но потом вернулись на трибуны.

В Италии тоже действует система Fan ID. Первое время, конечно, были споры, как и в России. Но потом болельщики все оформили и вернулись на стадионы. Система полезная. По крайней мере, стало безопаснее, меньше каких-то неприятных случаев.

Федерико Пасторелло, футбольный агент

Нападающий Ари, получивший российский паспорт, тоже поддерживает введение Fan ID. Он приводит пример Бразилии, где система пригодилась бы.

У нас очень часто происходят драки на трибунах и расистские кричалки. Конечно, я считаю, что у вас придумали хороший, умный закон. Хотел бы, чтобы в Бразилии тоже это было.

Ари, бразильский футболист

Дмитрий Булыкин считает, что лишать любимую команду поддержки — это страшнее, чем пройти регистрацию на сайте. Бывший футболист сборной России рассказал, что у него ушло около 10 минут для оформления паспорта болельщика.

Пока я не понимаю, в чем сложности и что может затруднить вход на стадион. За безопасность у нас отвечают видеокамеры на стадионе, которые видят все до морщинок на лице. Карточка болельщика — это просто дополнительная история к безопасности.

Дмитрий Булыкин, бывший нападающий сборной России

Сейчас РФС и клубы ищут способы дополнительно мотивировать болельщиков оформить паспорт. Им предлагают сертификаты, атрибутику, возможность повысить категорию билета и участие в розыгрыше квартиры. Московские команды хотят, чтобы Fan ID давал фанатам еще больше привилегий. Возможно, в будущем обладатели карты в дни матчей смогут воспользоваться бесплатным проездом в общественном транспорте и парковками по всему городу.