технологии

Защита природы или деньги на ветер: насколько экологичны электромобили?

Электродвигатели появились еще в XIX веке
Dmitry Novikov/Unsplash
Dmitry Novikov/Unsplash

Сегодня изменение климата причислено к глобальным проблемам международного масштаба. Мировые лидеры активно ищут решение данной проблемы. Например, стараются сократить выбросы CO2 в атмосферу. К этом тренду присоединились и отечественные инженеры: они создали первый в России электрический двигатель для хозяйственной техники. Однако так ли экологичны подобные устройства? И правда ли, что, купив Tesla, можно отсрочить наступление глобального потепления? Разбираемся.

Машины на токе появились еще в XIX веке

На самом деле электрический двигатель появился в то же время, что и двигатель внутреннего сгорания. В 1828 году венгерский изобретатель Аньош Йедлик создал первый прототип электромотора, который можно было использовать, чтобы привести в движение небольшую модель автомобиля. Постепенно технология стала популярной и к концу XIX века треть машин в США была электрической. Однако с приходом дешевых автомобилей на бензине, их производство прекратилось.

В XXI веке кризис природных ресурсов заставил производителей вновь обратиться к возобновляемым источникам энергии.

Как работает эдектродвигатель?

В его основе используется переменный ток. Его особенность заключается в том, что при нем электроны периодически меняют направление двжения: если постоянный ток напоминает водопад, так как все частицы в нем следуют прямой линии, то переменный похож на воду в стиральной машинке.

При помощи инвертора в задней части машины электромобили преобразуют постоянный ток, поступающий из литий-ионных аккумуляторов, в переменный. Обычно эти источники энергии распологаются под полом автомобиля: они более мощные и долговечные по сравнению с другими. Однако в них есть и минус — быстрый перегрев. Чтобы предотвратить данную ситуацию, в машину встроена жидкостная система охлаждения.

Главная особенность электрокаров заключается в бережном расходе энергии. Во время ускорения требуется больше энергии, которая позже посредством торможения преобразуется в электричество. Оно же перенаправляется в аккумуляторы и хранится там до востребования.

Правда ли это экологично?

Нельзя утверждать, что электромобили меньше вредят природе, чем бензиновые. Экологичность или неэкологичность машины зависит от того, из какого ресурса она получает подзарядку. Если источником энергии выступают не солнечные батареи, ветряные мельницы или атомные станции, то выброс CO2 будет гораздо выше. Дело в том, что зачастую электричество получают во время сжигания ископаемого топлива.

Например, около 62,7% энергии в США вырабатывается при помощи нефти. Таким образом, подзарядив машину, вы выпустите больше углекислого газа в атмосферу, чем просто заправившись бензином.

При этом производство батарей для таких автомобилей сопряжено с высокими экологическими издержками. Дело в том, что материалы для их создания возможно добыть только из-под земли, а горнодобывательная промышленность сильно вредит природе. Сами аккумуляторы практически невозможно переработать: литий-ионные конструкции обладают специфической смесью химических компонентов, которую нельзя правильно утилизировать.

Однако это не значит, что данная инициатива плохая. Ученые активно работают над решением проблем, связанных с электротранспортом. Со временем издержки их использования и производства будут преодолены, что положительно скажется на нашей планете.