интервью

«Ян способен на риск»: тренер Непомнящего рассказал о подготовке к матчу за шахматную корону

Владимир Поткин назвал сильные стороны россиянина и его соперника Дин Лиженя
Kamran Jebreili/AP/TASS
Kamran Jebreili/AP/TASS

С 7 апреля по 1 мая в Астане пройдет матч за звание чемпиона мира по шахматам. Ян Непомнящий снова попробует завоевать титул. Норвежец Магнус Карлсен отказался защищать «корону», поэтому соперником отечественного гроссмейстера станет китаец Дин Лижень. Мы поговорили с тренером россиянина Владимиром Поткиным о подготовке к партиям и переходе РФ в Азиатскую шахматную федерацию.

— Как долго Непомнящий готовится к чемпионскому матчу? В каком режиме он сейчас живет?

— Шахматный мир всегда ценит свои традиции, и матч Яна с Дин Лиженем — не исключение. После победы на турнире претендентов в Мадриде Ян играл в классические шахматы в Сент-Луисе и Дюссельдорфе, где всегда есть точечная подготовка к сопернику. При этом все тренировки и участие в турнирах помогают перед матчем.

— Как строится ваша совместная работа? Как вы готовитесь к поединку?

— Как любит шутить Борис Постовский, жизнь дана одна, и ее лучше провести на сборах по шахматам. История насчитывает много матчей на первенство мира, всегда есть свои особенности. Лучший формат подготовки вывел Михаил Ботвинник, и мы только дополняем его с учетом индивидуальных особенностей, развития технологий и самой игры.

— Насколько сильно Ян изменился по сравнению с тем временем, когда играл чемпионский матч против Карлсена?

— При подготовке с Карлсену Ян много работал над улучшением своей игры и становился сильнее при работе с лучшими специалистами. Противостояние против Магнуса и его команды обогатило весь шахматный арсенал. Можно сказать, что было построено здание, и сейчас Ян находится на более высоком этаже.

— Как отличалась бы подготовка, если бы Непомнящий снова играл с ним?

— Магнус — уникальный спортсмен и чемпион. Начиная с матча против Виши Ананда в Ченнае, Карлсен научился не только чувствовать, какую стратегию избрать против соперника в определенный день и момент партии, но и построил профессиональную команду.

Ян научился многому за время матча. По-другому чувствовать и воспринимать критические моменты борьбы, и подготовка отличалась бы с учетом полученного опыта.

— Магнус хотел изменить формат чемпионского поединка и сделать его динамичнее. Действующая система действительно устарела? И почему FIDE не прислушалась к норвежцу?

— Во время пандемии Магнус организовал свою серию турниров, где нет места классическим шахматам и идет борьба в быстрые шахматы и блиц. Классические шахматы не вписываются в онлайн-формат, и здесь есть не только соображения динамики и зрелищности. Практически невозможно осуществить контроль за честной игрой при столь длинном контроле, когда идет игра из дома. Карлсену понравился такой формат, и его адаптированный вариант он предлагал применить в матче на первенство мира. Мнение чемпиона в развитии шахмат всегда интересно услышать. Трудно отрицать, что игра уходит в сторону сокращения контроля времени.

При этом хочется, чтобы была последовательность. Все отборочные соревнования, включая турнир претендентов, проходят с классическим контролем. Игрок, прошедший столь большой путь делает акцент именно на этом виде шахмат. Будет странно, если в одном цикле все смешают, и титул разыграют по две партии в день с принципиально другим контролем времени. FIDE была заинтересована в сохранении Магнуса в чемпионском цикле. Предположу, что они были готовы на уступки в обсуждении формата ради его участия. Не исключаю, что норвежец попробует провести матч в своем любимом формате с Хикару Накамурой и, может, с кем-то из молодого поколения, как он афишировал ранее.

Карлсен отказался защищать шахматную корону. Почему он это сделал и что ждет Непомнящего?
Карлсен отказался защищать шахматную корону. Почему он это сделал и что ждет Непомнящего?

— В чем преимущество Непомнящего над Лиженем?

— Ян способен на риск в критические моменты борьбы и хорошо чувствует изменения позиции на доске. Его мозг не отягощен стереотипами наподобие тому, что черные довольствуются только ничьей при игре с сильным соперником.

— А чем опасен Лижень?

— Есть притча о монахах из монастыря Шаолинь, которые долгие годы бьют ладонью по воде. Оттачивая свое мастерство одного удара и в совершенстве овладевая им, они способны разбить камень. Стиль игры Дина отсылает нас к этой китайской мудрости.

— Матч за звание чемпиона мира — это несколько многочасовых партий за короткое время. Как гроссмейстеры отдыхают между ними? Есть ли ограничения по использованию мобильного телефона или другие правила?

— В дни, когда проходит игра, во время матча на первенство мира у игрока практически нет свободного времени. Завтрак, подготовка к партии, обед, сама игра и восстановление после партии с последующим сном. Выходные дни и все свободное время следует называть не отдыхом, а восстановлением, накоплением сил и энергии для последующих партий. Многое зависит от места проведения матча, и индивидуальных предпочтений, но универсальным способом всегда является хорошая прогулка. Все общение с прессой и с командой, а также использование телефона сводится к необходимому минимуму для аккумуляции энергии.

— В этот раз поединок пройдет не в Дубае, а в Астане. Это имеет значение? В Казахстане будет проще играть?

— С точки зрения акклиматизации Дубай и Астана — это прежде всего разный климат и часовой пояс. В Дубае все проходило в рамках «Экспо» со своей логистикой и перемещением до игры на машине. В Астане будет собственная площадка проведения матча с пешей доступностью.

Спортсмен всегда должен готовиться к самым трудным условиям, поскольку матч на первенство мира — это прежде всего большое испытание. Игрок настраивается на преодоление как соперника, так и себя, а команда помогает в этом. Если Яну сейчас играть будет легче, мы только скажем Казахстану большое спасибо.

— Что вы и Ян думаете про переход в Азиатскую шахматную федерацию?

— Я расцениваю переход в Азиатскую шахматную федерацию как долгосрочное решение на перспективу. Сейчас последует процесс выстраивания отношений с нашими коллегами из Азии, участие в чемпионатах в рамках текущего календаря.

Как для тренера сборной для меня будет наиболее ценно, чтобы институт нашей команды работал, и у игроков была необходимая практика. Проведение товарищеских матчей и создание клубной лиги будет только способствовать этому.

Я бы поддерживал связь с нашими партнерами в Европейском шахматном союзе. Есть очень много организаторов и шахматистов, с которыми у нас хорошие отношения и взаимодействие. Они тоже нас всегда ждут за шахматной доской. Мы о них не будем забывать.

У Яна сейчас все мысли сосредоточены на предстоящем матче. В данный момент переход в Азиатский союз не влияет на подготовку.

— Теперь россиянам станет тяжелее отбираться на международные турниры? Конкуренция в Азии выше, чем в Европе?

— Для того, чтобы сравнить конкуренцию в Азии и Европе, необходим комплексный анализ. Давайте взглянем на примере мужчин и возьмем первую десятку лучших шахматистов мира: здесь большинство из Европы и Америки. Из Азии, кроме Дин Лиженя, сюда входит легендарный Виши Ананд. Давайте теперь посмотрим на расклад в юниорах. Лидером является Алиреза Фируджа, представляющий Францию. Дальше идет стремительно растущий Нодирбек Абдусатторов из Узбекистана, а рядом с ним по рейтингу — Гукеш Доммараджу из Индии.

Ребята быстро растут вместе со своими соотечественниками и уже достойно конкурируют с сильнейшими шахматистами мира. У нас есть хорошие ребята и девушки, и для того, чтобы достойно конкурировать с юниорами из Азии, нам нужна большая системная работа в течение многих лет. В этом вопросе я за долгосрочное планирование и анализ.

Россия перешла в Азиатскую шахматную федерацию. Что это изменит?
Россия перешла в Азиатскую шахматную федерацию. Что это изменит?
Михаил Целиков