Михаил Терещенко/ТАСС
Михаил Терещенко/ТАСС
общество

«Куда надо, туда и поедем»: таксисты о том, что их раздражает в пассажирах

«Для агрегаторов клиент всегда прав, поэтому пассажиры и ведут себя распущенно»

Многие привыкли слышать, как пассажиры жалуются на таксистов. Например, когда водитель приехал не к тому подъезду, хотя указывали верный, или был в пути дольше положенного. Однако и таксисты регулярно сталкиваются с непорядочными людьми. Мы поговорили с представителями профессии о том, что их больше всего раздражает в пассажирах.

«Если человек отказывается пристегиваться, я прошу его покинуть машину»

таксует четыре года
Андрей, Красноярсктаксует четыре года

Чаще всего проблемы возникают с пассажирами, которые едут с детьми. Некоторые ради экономии на 50-100 рублей таскают с собой детское кресло и вызывают такси по обычному тарифу. Эти кресла не всегда чистые, поэтому даже если не брать в счет, что у меня отключен детский тариф, я все равно не могу установить его в салон, который только почистил или куда потом сядут другие люди. После того, как я отказываюсь везти таких пассажиров, они нередко начинают качать права, хотя по факту правда за мной и сервисом.

Также раздражает, когда все пассажиры пролезают в машину через одну дверь и пачкают грязной обувью перегородку в салоне. В итоге пластиковая панель, включая подстаканники, затирается и становится непригодной. Тем более грязно весной, когда все течет. Одно дело, если я забираю пассажиров с тротуара на проезжей части и обходить машину с другой стороны попросту опасно, но если это происходит во дворе, например, то лучше каждому человеку садиться в машину через дверь рядом со своим местом.

Многие пассажиры — особенно в экономе — на мою просьбу пристегнуться отвечают: «А вы что, водить не умеете?» Мало кто знает, что пассажир застрахован на период поездки, если он пристегнут. Только в этом случае при ДТП агрегатор выплатит человеку компенсацию. Кроме того, штраф за непристегнутого пассажира инспектор ДПС выписывает водителю. Поэтому если человек отказывается пристегиваться, я прошу его покинуть машину, и поездка заканчивается, даже не начавшись.

Как-то раз ко мне в машину села молодая пара, и молодой человек сказал девушке сразу же пристегнуться. Она спросила: «А зачем?» Он ответил, что лучше всю жизнь пристегиваться, чем снова два года учиться ходить после аварии, в которой он чуть не лишился ног, потому что ехал непристегнутым.

«Таксист не будет крутиться во дворах, чтобы вас найти»

таксует четыре года
Александр, Казаньтаксует четыре года

Студенты любят кататься на одной машине вчетвером или впятером. Когда они вызывают такси, то, конечно, не указывают количество человек, а потом толкаются в салоне друг на друге. Меня цыганская посадка не устраивает, поэтому если я вижу, что конечной точкой стоит какой-нибудь университет, то сразу спрашиваю в чате, сколько будет человек.

Кстати, чаты с пассажирами — вообще отдельная история. Ими как будто пользуются только таксисты. Вероятность, что пассажир соизволит там ответить, крайне маленькая. Ну а если и отвечают, то часто это выглядит довольно грубо, словно ты личная прислуга, не имеющая права ничего уточнять. Так, на вопрос «На какой адрес едем?» (не во всех агрегаторах таксисты на стадии принятия заказа видят конечную точку сразу — прим. ред.) мне отвечают «А тебе какое дело?» или «Куда надо, туда и поедем».

Некоторые невнимательные пассажиры вызывают такси не в ту точку, где находятся сами. Порой за них это неправильно делает телефон, спору нет. Поэтому всегда нужно потом перепроверять, где стоит отметка. Таксист не будет крутиться во дворах, чтобы вас найти, ведь это его рабочее время и бензин. Если с вами произойдет такая ситуация, то лучше сообщите об этом водителю заранее в чате или сами дойдите до указанной точки.

«О безопасности таксистов никто не думает»

таксует шесть лет
Александр, Санкт-Петербургтаксует шесть лет

Я убежден, что отношение пассажиров к такси напрямую связано с политикой агрегаторов, которые в этом им потакают. Для них «клиент всегда прав», поэтому они «ласкают» его, а не своих сотрудников. Из-за этого, на мой взгляд, пассажиры и ведут себя распущенно.

Давайте вспомним рекламу «Ситимобил», отлично отражающую отношение агрегаторов, а, следовательно, и пассажиров к таксистам. В ролике пассажиры в машине свистят, играют на барабанах и всячески мешают водителю, пока он везет их. Посыл рекламы в том, что пассажиры могут заниматься чем угодно в салоне машины, чтобы им было комфортно. А теперь представьте это в реальной жизни. Может, человек работает уже двенадцатый час на смене, а к нему в машину садится оркестр. Он будет улыбаться так же, как в рекламе? Не думаю.

Если раньше такси было привилегией, то сейчас оно финансово доступно даже маргинальным слоям населения. Я лично приезжал несколько раз на вызов к неопрятным и нечистоплотным людям. После них в салон садятся пассажиры в чистой одежде — и спрашивается, какую оценку мне потом поставят? И это я не говорю о больных пассажирах без масок, после которых в машине едут дети, трогающие все руками. Ни о какой безопасности здесь речь не идет.

А о безопасности водителей совсем никто не думает. Только за прошлый год пассажиры убили несколько водителей такси. Прежде чем дать доступ к заказам, агрегатор запрашивает селфи водителя, чтобы подтвердить его личность и визуально оценить состояние. Для пассажиров такая процедура не предусмотрена. Более того, они могут пользоваться фейковыми симками и спокойно скрыть свою настоящую личность, а настоящее имя просто не указывать при регистрации.

Я считаю, что всем агрегаторам такси необходимо ввести верификацию личности пассажиров по паспортным данным. Это позволит хоть на крупицу обезопасить водителей и лучше фильтровать поток людей. Но если только один агрегатор введет такое правило, все пассажиры просто переключатся на другой сервис.