общество

Пока «колено не сломано»: должны ли школы контролировать проблемных учеников?

Обычно за поведением учащихся следят школьные психологи. Эксперты считают, что этого мало, и призывают ввести новые правила
Владимир Смирнов/ТАСС
Владимир Смирнов/ТАСС

Родители школьницы, которой в феврале в химкинском лицее одноклассница нанесла 126 ножевых ранений, требуют компенсации за моральный и физический вред в размере 20 млн рублей. Они обвиняют в случившемся не только родителей напавшей девочки, но и учебное заведение. По закону у школ практически нет рычагов, чтобы контролировать деструктивное поведение учеников. Вместе с экспертами мы решили разобраться, нужно ли им предоставить это право.

Что случилось?

7 февраля в химкинском лицее №10 во время перемены пятиклассница нанесла другой ученице 126 ножевых ранений. Как выяснилось позднее, напавшая заранее принесла в школу кухонный нож, миновав металлодетектор. Причиной ссоры могла стать видеоигра: жертва воспользовалась аккаунтом девочки и потратила все ее накопленные виртуальные деньги.

«В виртуальном мире проще стать успешным»: почему дети зависимы от игр и гаджетов
«В виртуальном мире проще стать успешным»: почему дети зависимы от игр и гаджетов

Правоохранительные органы возбудили уголовные дела по статьям о покушении на убийство и халатности должностных лиц. Родители жертвы подали в суд иск о компенсации за моральный ущерб и вред здоровью в размере 20 млн рублей. Законные представители жертвы просят взыскать сумму с лицея, его директора и родителей напавшей.

По словам их адвоката Виктории Дергуновой, семья надеется не столько получить компенсацию, сколько повлиять на российское законодательство, которое не дает школам инструментов для контроля за поведением учащихся.

Может ли школа контролировать поведение учеников?

По закону школа несет ответственность за учеников, пока они находятся на ее территории (в том числе после окончания занятий). Так, если между учащимися в школе произойдет потасовка, то виновным в произошедшем так же признают образовательное учреждение.

Возможностей контролировать поведение учеников — и тем более на него влиять — у образовательных учреждений не так много. Школа может провести беседу с проблемным учеником и его родителями — и то, если они согласятся на нее прийти. В крайнем случае руководство может лишь направить информацию об этом ученике в комиссию по делам несовершеннолетних.

Также в школах работают школьные психологи, в функции которых входят беседы с учениками, консультирование родителей и учителей, психологическое просвещение, участие в педсоветах и родительских собраниях. Однако в соответствии с федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», посещение психолога не обязательно для школьников и их родителей.

Нужно ли школам дать больше рычагов контроля?

За безопасность учащихся полностью ответственны школы, говорит президент Ассоциации «Школа без опасности» Сергей Саминский. «Каждое образовательное учреждение должно знать об учениках, представляющих опасность общественному порядку, чтобы отслеживать их поведение, а потом передавать эти сведения охранникам и компетентным органам. Однако по факту мало кто этим добросовестно занимается, — рассказывает Саминский «Постньюс». — Поэтому мы видим столько случаев буллинга и трагедий».

«Буллинг — это беспомощность и страх»: почему дети травят других и что с этим делать
«Буллинг — это беспомощность и страх»: почему дети травят других и что с этим делать

Однако лидер Всероссийского общественного движения «Гражданин» и член Общественного совета при УВД Юрий Шаркович уверен, что возлагать всю ответственность по мониторингу за учениками на школы неправильно, потому что «невозможно уследить за всеми». «А вот внедрить дополнительные инструменты можно. Например, сформировать базу специализированных сотрудников, которые находятся в образовательной среде. Так, около года в ряде школ уже работают советники по воспитанию», — отмечает Шаркович.

Кандидат юридический наук Виктория Дергунова убеждена, что дополнительными компетенциями нужно наделить непосредственно школы. «В действующей системе способов защиты от травли, позволяющих предотвратить ее и минимизировать последствия на уровне образовательной организации, просто нет, — объясняет юрист. — Поэтому ей нужны реформы».

При этом все опрошенные эксперты сходятся в том, что за поведением и отношениями учащихся должны следить школьные психологи. Только не во всех образовательных учреждениях они есть, и не везде эта система в целом исправно работает.

Что поможет школам предотвращать опасное поведение учеников?

В первую очередь следить за безопасной обстановкой в школах должны охранники. Так, ассоциация «Школа без опасности» на добровольных началах обучает их, как выявлять и реагировать на «неблагонадежных учащихся». «Мы учим охранников брать эти задачи на себя. Пока что нашей системой пользуются преимущественно московские школы, однако в последнее время к нашим семинарам присоединяются сотрудники ЧОП из Тульской, Липецкой областей, Новосибирска», — говорит президент ассоциации.

Шаркович дополняет, что за безопасностью в школах могут следить и сами учащиеся — в частности, члены ученических самоуправлений. Движение «Гражданин» взаимодействует более чем с 8 тыс. школьных советов по всей России и обучает их методикам по выявлению деструктивного поведения. «Ведь именно дети лучше всех различают проявления буллинга», — объясняет глава движения.

Кроме того, в школы необходимо внедрить внутренние инструменты, которые позволят учреждениям отслеживать ситуацию в классах и выявлять проблему на ранней стадии, а не когда «колено уже сломано», говорит Дергунова. Так, в октябре 2022 года депутаты подготовили поправки в закон «Об образовании». Они предлагают дополнить его терминами «травля», «жертва травли», «участник травли», «организатор (зачинщик) травли» и «наблюдатель травли».

Проект должен стать основой для дальнейшего принятия Государственной программы профилактики травли (ГППТ) и создания Единого стандарта профилактики травли (ЕСПТ). Инициатива также предполагает проведение обязательных мероприятий по профилактике буллинга в школах и социальной адаптации участников.

«В идеале эти программы должны помочь школам узнать больше о феномене буллинга, сформировать нетерпимость к нему как форме невмешательства, игнорирования, молчаливой поддержки и тем более участия в нем. Подготовить психологически безопасную и комфортную образовательную среду, основанную на принципе “я травлю не потому что я сильный, а потому что я плохой”», — объясняет суть стандартов соавтор инициативы Дергунова.

За несоблюдение требований по профилактике травли и реагирования на нее авторы законопроекта предлагают штрафовать образовательные учреждения на сумму от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. А ученикам, которые нарушают правила, депутаты хотят делать выговор или вовсе отчислять их из школы.