«В виртуальном мире проще стать успешным»: почему дети зависимы от игр и гаджетов
7 февраля в подмосковных Химках пятиклассница нанесла до 100 ножевых ранений другой ученице. Пострадавшая находится в тяжелом состоянии в реанимации. Нападение могло быть спровоцировано ссорой школьниц из-за видеоигры: жертва покушения потратила виртуальные накопления нападавшей без ее спроса. Эксперты полагают, что агрессию вызвала зависимость девочки от видеоигры. Мы решили разобраться, так ли это и почему дети сбегают от реальности в виртуальный мир.
Что случилось?
7 февраля в химкинском лицее №10 во время перемены между двумя учащимися произошел конфликт. Пятиклассница Милана (имя изменено) позвала свою одноклассницу Олю (имя изменено) в туалет под предлогом показать ей что-то важное. И уже там Милана нанесла девочке от 30 до 100 ножевых ранений.
После этого первая вернулась на урок. Учительница, увидев в руках у девочки окровавленный нож, спросила, что случилось. «Я убила Олю», — ответила ученица. Женщина сразу побежала в туалет и вызвала скорую. Как выяснилось позднее, Милана заранее принесла в школу кухонный нож, миновав металлодетектор. В отношении Миланы возбуждено уголовное дело по факту покушения на убийство. Ни одно ножевое ранение на задело органы пострадавшей. Олю уже прооперировали и поместили в реанимацию на ИВЛ. У девочки диагностировали шок третьей степени.
В классе Милану считали тихоней. Девочка росла в благополучной семье. Долгое время Милана хотела подружиться с Олей и вскоре девочки нашли общий язык: в знак доверия первая поделилась с новой подругой своим паролем от аккаунта в популярной среди детей игре Genshin Impact. Однако вскоре отношения между пятиклассницами охладели, и Оля рассказала обо «всех секретах» Миланы другим ребятам.
Последней каплей, как считают учащиеся, знакомые с ученицами, стало второе предательство Оли: девочка без спроса израсходовала все виртуальные сбережения Миланы в Genshin Impact. «Она потратила все, что Милана копила на покупку хороших персонажей. Причем Милана настолько сильно увлекалась этой игрой, что иногда даже забивала на уроки. А Оля ей такую подлянку сделала», — рассказывают ученики.
Чтобы разобраться в причинах произошедшего, мы поговорили с семейным психологом Мариной Слиньковой.
Что могло стать причиной трагедии?
Нападавшей около 11 лет — это начало подросткового периода, когда ребенок сталкивается со множеством гормональных изменений, влияющих на его поведение. Гормоны в свою очередь влияют на процесс созревания мозга, в том числе на те отделы, которые отвечают за импульсивность и торможение. Так как созревание происходит неравномерно, то подростку трудно регулировать свое поведение. Поэтому 10-14 лет — самый импульсивный возраст.
Потребность в близости, поддержке, одобрении становится очень острой. Поэтому так тяжело переживается и несправедливость. Чтобы испытать такой импульс взрослому человеку, ему нужно попасть по-настоящему в стрессовую ситуацию. Представьте, насколько для нее был важен виртуальный мир. И вдруг у нее его крадут. Злость и агрессию усиливает и то, что это сделал еще и твой сверстник, а в прошлом — близкий человек.
На ребенка также влияет обстановка в семье и общий психоэмоциональный фон. Возможно, у нее дома было принято так общаться и вести себя агрессивно. Либо у девочки накопились сложности в отношениях с родителями и ровесниками. Кроме того, склонность к аффективному поведению у подростков довольно высока. Проявление жестокости и расчета в поведении девочки явно указывает на то, что ей необходима психологическая помощь. Впрочем, этим будут заниматься следователи с психологами.
Почему для детей так важны игры и виртуальный мир?
В виртуальном мире детям хочется не только быть, но и состояться. Они зарабатывают очки, проходят уровни и повышают свой игровой статус. Все это дает им внутреннюю поддержку, ощущение значимости и опору. Больше всего игры важны для тех детей, которые не находят перечисленное дома и среди близких людей.
Кроме того, в подростковом возрасте дети больше реагируют на поощрения. И особенно в играх, где постоянно нужно что-то собирать, покупать, улучшать и так далее. В жизни эти поощрения заслужить и приобрести куда тяжелее. Поэтому в виртуальном мире ребенку комфортнее, и он чувствует себя лучше. Необходимо понимать, что в играх и соцсетях дети также удовлетворяют свои потребности в общении.
Часто детям кажется, что они могут прекратить играть в любой момент, но это иллюзия. Игры — впрочем, как и соцсети — построены так, что в них много соблазнов, поэтому даже глаза тяжело отвести от интерфейса, пока это не скажут сделать родители. В виртуальном мире детям проще стать успешными и получить удовольствие, заручиться уважением, укрепить и повысить свою самооценку.
Как распознать, есть ли у ребенка зависимость от гаджетов и игр?
Опасения у родителей должны возникать, если они видят, что ребенку сложно отвлекаться на просьбы помочь или что-то сделать по дому. Еще хуже, если родители просят выключить гаджет, а ребенок категорически отказывается это делать. Отмечу, что если ребенок просто недоволен, но выполняет вашу просьбу, то это нормальное подростковое поведение, потому что он вынужден подчиниться чужой воле.
Если интернет внезапно отключат или родители запретят играть, то у зависимых детей может произойти эмоциональный срыв. Для него это настоящая потеря, равносильная порой потере лучшего друга или целого мира. Он лишается пространства, где ему комфортно, где его ценят. Из-за этого ребенок чувствует себя уязвимым и опустошенным, непонятным и бессильным.
При формировании зависимости у ребенка резко сужается круг интересов. Он перестает читать, видеться с друзьями, ходить в спортивную секцию, а все свободное время посвящает играм и виртуальному общению. Тревожный знак, если ребенок втихаря сидит в гаджетах по ночам, то есть для него такое времяпрепровождение становится сверхценным.
Что делать, если ребенок все время проводит за гаджетами?
Многие родители боятся появления зависимости у ребенка и оттого прибегают сразу к жестким мерам: например, выхватывают гаджеты из рук, ломают их на глазах у детей, а при этом еще и кричат. Так реагируют не совсем эмоционально зрелые родители.
На мой взгляд, оптимальный способ найти баланс в данной ситуации и при этом никого не травмировать — обсудить и вместе составить расписание, когда ребенок может проводить время за гаджетами. Лучше всего его визуализировать на доске или листе. Правила должны быть предсказуемыми и прозрачными.
Если вы увидите, что ребенок не справляется с условиями, то предложите ему свою помощь: «Я вижу, ты очень стараешься, но не все получается, потому что это непросто. Я буду тебе помогать, пока ты не сможешь сам справляться». Предупредите ребенка, что при нарушении правил он будет нести ответственность — к примеру, на следующий день сокращается время за гаджетами или вообще никакого интернета. Важно, чтобы договоренность одобрили обе стороны. И тогда ребенок будет совершать осознанный выбор, когда ему захочется поиграть на час дольше положенного.
Не лишним будет разобраться, а почему ребенок уходит от реальности в виртуальный мир. Может, он ищет там тепла, поддержки, признания. Но выяснить мотивы бывает не так легко. Иногда в этом может помочь только специалист. Однако не исключено, что ребенок увидит вашу заинтересованность и решит поделиться своими переживаниями.
Не ждите, что ребенок будет идеально себя вести и откажется от игр и соцсетей. Детям нужны отхождения от правил. Не забывайте об этом.