Юрий Смитюк/ТАСС
Юрий Смитюк/ТАСС

В РФ вводят регистрацию фур на границах. Что изменится для бизнеса и путешественников?

Инициатива нужна, чтобы дальнобойщики не стояли в километровых очередях. Правда, эксперты сомневаются, что она ощутимо повысит эффективность логистического бизнеса

Госдума во втором чтении приняла законопроект о регистрации грузовиков для пересечения границы РФ. Список погранпунктов, на которых придется регистрироваться, будет определять правительство. Только появившись, инициатива вызвала много шума. Ее связывали с километровыми пробками на границах из-за мобилизации и боялись, что регистрировать придется любой выезд из РФ. Впоследствии власти объяснили, что изменения не коснутся легкового транспорта. Разбираемся, зачем нужна регистрация грузовиков на границах и как это нововведение отразится на российских перевозках и путешественниках.

Зачем вводят регистрацию на границах?

Согласно законопроекту, владельцы грузовиков должны будут заранее бронировать дату и время пересечения российской границы. Это коснется как отечественных, так и иностранных перевозчиков, но не затронет всю границу РФ. Правительство будет решать, на каких погранпунктах будет действовать новый режим. Зарегистрироваться можно будет бесплатно в единой системе перевозочных документов. Отказать в регистрации смогут, только если у перевозчика не будет необходимых данных. Если законопроект примут, изменения вступят в силу уже 1 сентября 2023 года.

Программа для электронной регистрации грузовиков уже готова, сообщил глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев. По его словам, водители будут записываться на пересечение границы в специальном приложении. Нововведение нужно, чтобы на границах не скапливались пробки из грузовиков по 10-15 км, объясняет депутат. Вместо многодневного ожидания водители смогут пересечь погранпункт за 20 минут, уверен Москвичев.

Участники рынка сообщают, что такая проблема действительно существует. «Речь идет в первую очередь о Верхнем Ларсе и погранпереходах, которые направлены в район Турции с Закавказьем», — рассказывает президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) Тарас Коваль. Такие же сложности возникают на границе РФ с Китаем, отметил он в беседе с PostNews.

По словам специалиста, объем перевозок по этим направлениям вырос из-за «поворота на Восток» на фоне санкций. Некоторые переходы оказались не готовы к увеличению потока, и на них стали образовываться пробки. Тем временем на погранпунктах с европейскими странами очередей нет, потому что движение по ним сильно замедлилось.

В Минтрансе утверждают, что главная цель законопроекта — упорядочить движение грузовиков через границу. По данным министерства, правительство будет следить за ситуацией на подъездах к погранпунктам и вводить режим регистрации при необходимости. Кроме того, Кабмин уже утвердил требования к пунктам ожидания на границах. Теперь на них обязательно должны располагаться стоянки с твердым покрытием, освещение, урны и бесплатные туалеты.

Как это отразится на перевозках?

По мнению Коваля, инициатива в первую очередь решает социальные, а не экономические вопросы. «Водителям не придется жить на границе в условиях, когда нет даже туалета», — рассуждает он. Организаторам перевозок тоже удобнее понимать, что водитель находится «в осязаемых условиях». Дальнобойщики смогут лучше планировать свой выезд и, например, проводить больше времени с семьей, предполагает специалист.

Мера также позволит лучше соблюдать режим труда и отдыха дальнобойщиков. По словам Коваля, из-за очередей на границах он часто нарушается. Дело в том, что маршрут от стартовой точки до пункта назначения не должен занимать больше недели. Исходя из этого показателя, перевозчики планируют поставки. Однако многодневное ожидание на границе часто не учитывается в расчетах, рассказывает Коваль. В результате водители перерабатывают и находятся на маршруте дольше положенного.

Коваль объясняет, что простой грузовиков на границах несет перевозчикам дополнительные издержки и мешает планировать работу. Из-за этого их услуги дорожают, и в результате стоимость товаров для потребителей увеличивается. При этом эксперт признает, что ситуация для логистического бизнеса сильно не изменится. Коваль уверен, что инициатива позволит сократить время простоя на границах, но сомневается, что издержки заметно сократятся. «На мой взгляд, эффективность от этой нормы составит не более 15% по сравнению с тем, что есть сегодня», — предположил он.

Мера может сработать не в полной мере и оттого, что Россия вводит ее в одиночку. «Опыт разных стран говорит, что для ее работы важна слаженная кооперация пограничников и таможенников с обеих сторон», — объясняет Коваль. Например, если Грузия не будет пропускать грузовики по тем же правилам, то польза от регистрации на Верхний Ларс будет ограниченной, пояснил специалист.

Что это значит для путешественников?

В законопроекте говорится только об изменениях для водителей грузовиков. В первой редакции такого уточнения не было, поэтому казалось, что мера могла коснуться и легковых машин. Уточнение о грузовиках появилось во втором чтении, поэтому теперь инициатива точно не распространяется на «легковушки».

При этом новая мера может облегчить жизнь и некоторым путешественникам, допускает Коваль. «Это может быть улучшение в тех местах, где физически тяжело разъехаться при большом потоке автомобилей», — рассуждает специалист. Фуры перестанут ждать своей очереди вдоль проезжей части, и автомобилистам будет легче доехать до границы.

━━━━━

Степан Липатов