Осмысленная резня бензопилой: почему слэшеры — это великое кино
Студия Sony Pictures приступила к работе над продолжением слэшера 1997 года «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». По информации издания Deadline, к ролям в сиквеле вернутся Дженнифер Лав Хьюитт и Фредди Принц-младший — они появятся на экране с актерами «нового поколения». Сегодня мы решили вспомнить историю слэшер-фильмов и разобраться в его основных чертах. Бонусом оставили несколько достойных картин в этом жанре — теперь мы знаем, что вы будете делать вечером этой пятницы…
Из чего состоят слэшер-фильмы
По своей сути, слэшер — это поджанр эксплуатационного кино, основная цель которого заключается в намеренном паразитировании на табуированной или скандальной теме. Канонические слэшеры представляют собой однотипные истории о том, как злодей (зачастую маньяк в маске) поэтапно убивает группу подростков, находящуюся вдали от цивилизации. Его мотивация проста — избавиться от героев самым изощренным образом, используя холодное оружие. Иногда авторы объясняют природу жестокости маньяка, но это скорее исключение из правил.
Сюжет классических слэшер-проектов примерно всегда одинаков. Подростки приехали за город, чтобы отдохнуть и заняться недетскими развлечениями — выпить, поэкспериментировать с запрещенными веществами и вступить в половую связь со сверстниками. Внезапно появляется маньяк и потихоньку начинает убивать тех, кто особо падок на веселье. Герои совершают невероятно глупые решения (например, разделиться по группам) и в итоге выживает тот, чьи моральные устои соответствуют консервативным ценностям, заложенным авторами кино.
В такой компании всегда есть веселый раздолбай, который погибает первым (до появления новой этики часто был темнокожим); стереотипная красотка (паникерша будет раздражать вас до самой смерти); привлекательный лидер компании (эгоцентричная версия Фреда из «Скуби-Ду», чья судьба весьма печальна); более-менее здравомыслящий персонаж (предлагает держаться вместе, но его не слушают); качок (конечно же, глупый, но сильный); «последняя девушка» или в редких случаях пара (противостоит злу).
Как появился и стал популярен жанр слэшеров
Первые намеки на слэшеры появились в 1930-х годах в США, когда Джордж Арчэйнбод снял психологический триллер «Тринадцать женщин», а Рой Дель Рут презентовал «Террор». Более привычные формы слэшеры обрели спустя 30 лет — тогда Альфред Хичкок и Майк Пауэлл сняли культовые «Психо» и «Подглядывающий». Идея обоих проектов сводились к тому, что теперь страх общественности должны вызывать не потусторонние монстры, а обычные, но не совсем адекватные люди с оружием в руках.
При этом в «Психо» автор вызывал ужас у зрителя и создавал необходимый саспенс не с помощью жутких сцен, а за счет умелого монтажа и нагнетающей музыки. Вообще слэшеры (в том числе те, что мы знаем сегодня) — это крайне изобретательный жанр, где авторы трепетно относятся к реквизиту. Например, чтобы изобразить жуткую сцену, где кровь льется из шеи, бутафоры используют шарики с кровью. А место спецэффектов здесь часто заменяет умелая игра со светотенью и ракурсами.
Также исследователи отмечают, что на развитие слэшеров повлияли итальянские картины конца 60-х в направлении джалло (смесь триллера, хоррора и эротики — ее в слэшерах тоже предостаточно). А настоящий расцвет слэшер-кино проиозошел в 70-80-х — в то время на большие экраны вышли «Техасская резня бензопилой», «Черное рождество», «Пятница 13» и «Кошмар на улице Вязов».
Преимущественно фильмы были объединены одним и тем же нарративом (подростки, серия убийств и выживший герой), а действие было приправлено кровавыми, но в меру натуралистическими сценами. В последующие годы слэшер-тропы повторялись из раза в раз, а к 90-м казалось, что жанр исчерпал себя. Спасителем стал «Крик» Уэса Крэйвена — в картине высмеивались надоевшие клише (жертвы пытались выжить, вспоминая сцены из хорроров), а повсюду встречались отсылки к культовым ужастикам.
В итоге жанр умер? Что стоит посмотреть?
После «Крика» вышел ряд успешных проектов вроде «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Джиперс-Криперс», «Поворот не туда», «Пункт назначения» и др. Потихоньку на зрителей перестали действовать привычные художественные приемы слэшеров: кровавые сцены попросту надоели, нереалистичность происходящего больше не удивляла, а крупные планы с испуганными лицами персонажей превратились в штампы.
Реинкарнация жанра произошла в 2010-х на телевидении («Американская история ужасов», «Королевы крика») и в кино (серия фильмов «Судная ночь», «Счастливого дня смерти»). Авторы проектов сохранили винтажную жестокость, но ушли от надоевших самоповторов и шаблонных сюжетных поворотов. Благодаря этому зрители почувствовали эмоциональное вовлечение в экранный ужас и, кажется, вновь влюбились в слэшеры.
Этот эффект можно объяснить терапевтическими свойствами такого кино, ведь оно гротескно отражает нашу реальность и позволяет «проработать» современные страхи. Кроме того, оно удовлетворяет любопытство людей по поводу темной стороны человеческой психики на безопасном расстоянии.
Если вы думаете, чем занять себя в ближайшие выходные и при этом не против большого количества крови, сексуального подтекста и не самого оригинального сюжета, советуем обратиться к классике и посмотреть «Хэллоуин», первый «Крик» и «Черное Рождество» (именно 1974 года: не путать с ремейками!) Ну а что касается более современных проектов — обратите внимание на практически эталонный слэшер «Под маской: Восхождение Лесли Вернона» и забавный «Счастливого дня смерти», который объединяет хоррор с «Днем сурка».
━━━━━
Никита Прунков