Клиент не всегда прав. И вот почему

общество

Вы наверняка слышали расхожую фразу: «Клиент всегда прав». Это выражение часто повторяют маркетологи и предприниматели. Но вам лучше забыть о нем. В честь Международного дня клиента рассказываем, почему фраза «клиент всегда прав» должна остаться в прошлом навсегда.

Кто придумал это выражение?

1/7

По одной из версий, автором выражения был швейцарский отельер Сезар Ритц. В конце XIX века он основал сеть люксовых отелей «Ритц». Его правилом было: «Клиент никогда не бывает неправ». Поэтому сотрудники его отелей моментально реагировали на любое недовольство гостей, не спрашивая их ни о чем.

По другой версии, фразу придумал британский предприниматель Гарри Селфридж, которого называют прародителем современных ТЦ. 15 марта 1909 года он открыл в Лондоне универмаг Selfridges. Именно в этот день отмечается Всемирный день защиты прав потребителей.

Почему так до сих пор говорят?

2/7

Чаще всего этой фразой пользуются предприниматели и маркетологи. Так говорят, чтобы прорекламировать свой сервис и привлечь как можно больше клиентов. Еще это выражение используют руководители, когда хотят заставить подчиненных лучше обходиться с клиентами. Начальники надеются таким образом увеличить лояльность клиентов.

Однако модель «клиент всегда прав» уже безнадежно устарела. Она не приносит пользы никому и должна остаться в прошлом. И вот почему.

Это не соответствует закону

3/7

Законы РФ защищают многие права потребителей. Но в них не указано, что клиент прав в любой ситуации. Вот в каких случаях компания может законно отказаться обслуживать клиента:

· Если клиент оскорбляет сотрудников или других гостей. За это его можно даже привлечь к административной ответственности и штрафу в 3-5 тыс. руб.

· Если клиент ведет себя буйно и угрожает. Такой человек несет потенциальную опасность для окружающих.

· Если клиент пьян или под наркотиками. Находиться в общественных местах в состоянии опьянения запрещено. Нарушителям грозит штраф 500-1500 руб. или арест на 15 суток.

Клиенты ошибаются…

4/7

…как и все другие люди. Потребитель может чего-то не знать или не замечать объявлений и предупреждений на сайте. Но это не значит, что работники должны жертвовать правилами компании из-за невнимательности или глупости клиентов. Правила должны быть для всех одинаковыми.

И уж тем более положение клиента не дает ему права вести себя по-хамски. А если такое поведение сходит ему с рук, то оно не прекратится никогда.

Это вредит сотрудникам

5/7

Фраза «клиент всегда прав» делает крайними обычных сотрудников. Ведь если клиент никогда не ошибается, значит, всегда виноваты работники. Из-за этого они могут чувствовать несправедливость и ненависть к своей работе. Такая модель заставляет работников концентрироваться не на лучшем сервисе, а на исполнении всех «хотелок» потребителей.

Это вредит бизнесу

6/7

Девизом Ритца и Селфриджа не пользуются и многие современные бизнесмены. Предприниматели считают его бесполезным и даже вредным. Когда руководитель требует потакать клиентам, он настраивает работников против себя. Из-за этого бизнес рискует потерять своих специалистов. Тогда компании придется тратить время и деньги на поиск новых сотрудников.

Компаниям выгоднее не бороться за каждого клиента, а искать свою аудиторию. Тогда их услугами будут пользоваться люди, которые разделяют их ценности. С такими клиентами проще наладить контакт, а их лояльность легче удержать.

Это вредит клиентам

7/7

Фраза «клиент всегда прав» загоняет работников в рамки. Она настраивает их против клиентов и руководства. В результате страдает качество сервиса, который получают потребители.

Кроме того, из-за этого принципа самые наглые и требовательные клиенты получают преимущество перед вежливыми. Они охотнее высказывают свое недовольство, и им приходится уделять больше внимания. Это несправедливо по отношению и к работникам, и к порядочным клиентам.

Степан Липатов
Содержание:
  1. Кто придумал это выражение?

  2. Почему так до сих пор говорят?

  3. Это не соответствует закону

  4. Клиенты ошибаются…

  5. Это вредит сотрудникам

  6. Это вредит бизнесу

  7. Это вредит клиентам