общество

Землетрясение в Турции повлечет за собой экологическую катастрофу. Что не так с разбором завалов?

Удаление мусора может длиться месяцами или даже годами. Это неизбежно скажется на окружающей среде
ERDEM SAHIN/EPA
ERDEM SAHIN/EPA

Землетрясение, разрушившее часть Турции и Сирии, стало трагедией для миллионов семей. Катастрофа унесла жизни тысяч людей. Теперь, когда найдены последние предполагаемые выжившие, перед регионом стоит множество других проблем, в том числе огромное количество обломков разрушенных зданий и дорог. Рассказываем, почему землетрясение может повлечь за собой экологическую катастрофу.

С какими экологическими препятствиями сталкиваются эксперты?

По оценкам, обломки весят до 210 млн тонн. Этого достаточно, чтобы построить насыпь высотой с гору Эрджиес, большой вулкан в Турции. В отчете Конгресса США за 2017 год управление завалами после стихийного бедствия названо «одной из самых больших проблем» на пути к восстановлению. С этими же проблемами сейчас сталкиваются Турция и Сирия.

В течение первых 24-72 часов после крупного стихийного бедствия приоритетом в управлении завалами является расчистка. Она необходима, чтобы обеспечить доступ поисково-спасательным службам, эвакуации или доставке припасов, например, путем выталкивания мусора с проезжей части. Затем акцент смещается на сбор и транспортировку обломков. Последний этап — утилизация с сортировкой, переработкой, захоронением в специально отведенных местах и сжиганием.

Решения о том, как обращаться с мусором на каждом этапе, сложны и имеют значительные долгосрочные социальные и экологические последствия. Например, степень сортировки во время расчистки и сбора может повлиять на скорость проведения поисково-спасательных работ, стоимость и продолжительность операций по управлению обломками. Необустроенные свалки, реки, побережья или другие открытые территории при неправильном управлении могут стать местами захоронения потенциально опасных материалов. Это способствует загрязнению воды и почвы, изменяет течение рек и представляет огромную угрозу для жизни людей, растений и животных.

То, где разместить мусор в краткосрочной перспективе, является важным социальным и экологическим решением. После землетрясения на Гаити Ривьер-Гриз превратилась в свалку, особенно для строительного мусора. После урагана Катрина в Версале (район Нового Орлеана) открылась аварийная свалка, и это решение вызвало многочисленные протесты по поводу экологических проблем.

В Турции к строительным отходам обрушившихся зданий примешаны асбест и другие вредные химические вещества, а также бытовая техника и электроника. Экологические группы выражают обеспокоенность по поводу потенциальных опасностей, скрытых в горах обломков, части которых были сброшены в жилых районах или рядом с ними, сельскохозяйственных полях, руслах рек или заповедниках дикой природы.

Что делать в таком случае?

Есть три ключевых шага в повышении эффективности и действенности мероприятий по удалению мусора: 1) планирование; 2) принятие решений на основе технологий и/или данных при реализации; 3) надзор.

Реагирование после стихийного бедствия включает множество заинтересованных сторон (например, правительства, неправительственные организации, подрядчики), что еще раз подчеркивает важность совместного планирования до стихийного бедствия, а также учений по развертыванию, проводимых в «нормальное» время при потенциальных вероятных сценариях стихийного бедствия. Короче говоря, необходим системный подход с учетом взаимосвязей и каскадного воздействия решений, начиная от планирования и заканчивая логистикой реализации.

Новое исследование подчеркивает, что планирование является ключевым фактором снижения долгосрочного негативного воздействия на здоровье людей и экосистемы. В планах необходимо определить и подготовить места захоронения, создать возможности для переработки и предоставить жителям, подрядчикам и местным органам власти рекомендации по безопасному обращению с материалами, с которыми они сталкиваются.

Технологии могут помочь во всех аспектах управления мусором. Например, инструмент Hazus, разработанный Федеральным агентством по чрезвычайным ситуациям (FEMA), генерирует оценки рисков и информирует о планирующих решениях местных органов власти, а инструмент восстановления после бедствий Агентства по охране окружающей среды предоставляет информацию для более чем 20 тыс. объектов по утилизации мусора. Технологии также позволяют собирать и обмениваться данными или отображать состояние района, чтобы помочь оценить тип, количество и местонахождение обломков после стихийного бедствия. К сожалению, такие инструменты недоступны во многих уязвимых районах. Это та область, в которой сотрудничество между странами и правительствами может значительно улучшить усилия по планированию и уменьшить негативное воздействие будущих бедствий.

Из-за землетрясений не только жизни, но и некоторые из древнейших реликвий цивилизации могут быть утеряны навсегда. В спешке, направленной на восстановление и перестройку, работа с обломками должна занять центральное место. Ученые надеются, что она не вызовет новых разрушений.

Анастасия Дегтярева