технологии

Донорская кровь, еда и почта: как работают российские беспилотники и что мешает им развиваться

России есть, куда расти, и компании отлично с этим справляются. Но есть нюансы
Jason Blackeye/Unsplash
Jason Blackeye/Unsplash

Идея использовать дроны и беспилотники для доставки и других гражданских целей не нова. К ней присматриваются и уже задействуют крупные компании и даже небольшие стартапы. Но не все так гладко, как может показаться. Разбираемся, почему идея по-прежнему не получила массового применения в мире и как она развивается в России.

Доставка медикаментов и донорских материалов

Одно из самых перспективных направлений для использования БПЛА в России — сфера здравоохранения: аппараты отличаются от автомобилей или вертолетов по скорости, стоимости и мобильности.

Так, ученые Санкт-Петербургского федерального исследовательского центра РАН разработали транспортный дрон, предназначенный для доставки донорской крови и лекарств. Система состоит из беспилотника, программного обеспечения, которое позволяет запускать дрон дистанционно, а также специального подвеса для контейнера с лекарствами или образцами крови. ПО выстраивает траекторию движения от начала до конца миссии, учитывая окружающую обстановку и возможные препятствия.

Беспилотник имеет форму буквы «П». На ножках установлены двигатели, запускающие устройство в небо. На основной части находится система крепления, позволяющая быстро присоединять и снимать контейнеры для крови. Аппарат способен пролететь до 20 км, неся 15 кг донорского материала.

Доставка еды

К 2030 году доставка товаров и еды беспилотниками будет в России повсеместно — во всяком случае, так считает замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков. Технически доставлять еду таким образом можно уже сейчас, однако юридически предстоит оформить эту затею официально.

Впрочем, если с летательными аппаратами ситуация пока туманна, наземные беспилотники-курьеры — уже привычная реальность. Так, с 2020 года «Яндекс» начал доставлять заказы из ресторанов в Москве и Иннополисе. Пользователь может выбрать доставку роботом самостоятельно, после чего механический курьер привезет товар к указанному месту. В будущем компания планирует расширить направления доставки и начать обслуживать заказы из супермаркетов и онлайн-магазинов.

Доставка почты

Еще одно перспективное направление для использования дронов — доставка почты. Особенно актуально это для удаленных регионов России, в том числе Арктики, где наблюдаются проблемы с транспортировкой продуктов, документов и других грузов.

Успешным примером в этой сфере можно назвать беспилотную систему Ростеха БАС-200, которая в марте впервые в России доставила с помощью дрона посылки на Крайнем Севере. Тестовые полеты на Ямале в 30-градусный мороз позволили испытать грузоперевозку на тяжелых БПЛА вертолетного типа. Дрон, временно внедренный в работу «Почты России», обеспечил авиаперевозку отправлений через Обь — из Салехарда в поселок Лабытнанги.

Что мешает развиваться сфере?

Дроны сталкиваются с двумя серьезными препятствиями: сложность внедрения и бюрократия. Дэн Патт, инженер по дронам и старший научный сотрудник исследовательской группы Гудзоновского института, утверждает, что сделать собственный дрон в гараже нетрудно: понадобится неделя и менее $5000. Однако проблема в том, что беспилотник должен взаимодействовать с «бесконечно сложным реальным миром»: маневрировать мимо зданий, проводов, деревьев и других людей.

Кроме того, любая незначительная ошибка может уничтожить дрон — например, если у беспилотника всего на мгновение отключится GPS и он во что-нибудь врежется. Поэтому надежность доставки — одна из главных проблем, которую предстоит решить инженерам, занимающимся развитием БПЛА. По словам Патта, другая сложность заключается в том, что доставка дронами в большинстве случаев может быть экономически невыгодной: дешевле взять еще одну посылку в грузовик, нежели отправить ее с помощью отдельного дрона. При этом объемы, которые способна перевезти фура и беспилотник, несопоставимы. По этой причине Патт не видит возможности применения дронов в ближайшее десятилетие в массовом сегменте.

В целом эти же факторы можно экстраполировать и на Россию. С важной оговоркой о том, что сейчас использование беспилотников на территории РФ и вовсе затруднено — из-за ограничений, связанных с проведением специальной военной операции. Вероятно, в ближайшем будущем компании будут по большей части сосредоточены на точечных доставках (например, еды для одного получателя, а не оптового груза для целой компании). Пока же о том, чтобы беспилотник доставлял свежую выпечку или собачий корм прямо вам в окно, приходится только мечтать.