шахматы
RADMIR FAHRUTDINOV/EPA/ТАСС
RADMIR FAHRUTDINOV/EPA/ТАСС

Непомнящий вышел вперед в матче с Лижэнем. Итоги первых партий за шахматную корону

Поединки длились несколько часов, но гроссмейстеры видели друг друга только пару минут

7 апреля в Астане стартовал матч за звание чемпиона мира по шахматам между Яном Непомнящим и Дин Лижэнем. После ничьи в первой партии россиянин выиграл вторую и вырвался вперед по очкам. Рассказываем, как проходит поединок и почему гроссмейстеры почти не пересекаются за доской, предпочитая обдумывать ходы в комнатах отдыха.

Первая партия

Жеребьевка определила, что Непомнящий начнет матч белыми фигурами. Он разыграл редкий вариант испанской партии. После этого Лижэнь тратил много времени на обдумывание действий. На 25-м ходу Дин недооценил опасность белого ферзя и ослабил фланг, чем поставил себя в трудное положение. На 12 ходов у него оставалось только 13 минут, однако он справился с давлением и больше не допускал ошибок в защите. Гроссмейстеры согласились на ничью на 49-м ходу и получили по 0,5 балла.

Китайский шахматист рассказал, что играл ужасно: первую половину партии он не мог сосредоточиться, думал о важности поединка и чувствовал себя подавленно. А россиянин, наоборот, говорил о комфортных условиях. В Астане ему проще выступать, чем во время прошлого матча за корону в Дубае: «Приятно, что русский — один из двух главных языков здесь, так что чувствую себя как дома, это хорошо». Анализируя партию, Непомнящий отметил, что имел шанс на победу, но упустил его.

Вторая партия

Теперь белыми играл Лижэнь. После стандартного начала он пошел пешкой на h3. Непомнящий 10 минут думал над задумкой оппонента и своим ответом. Позже Ян скажет, что сразу понял: ход h3 — это идея секунданта Лижэня, венгерского игрока Рихарда Раппорта. Россиянин перешел к принятому ферзевому гамбиту и получил позицию на доске, которая была ему знакома. Уже скоро китаец сам стал долго думать, его преимущество по времени сокращалось. Непомнящий сделал несколько сильных ходов и заставил оппонента отступить. Дин продолжил ошибаться и попал в цейтнот: на 15 ходов у него оставалось 3 минуты. На 29-м ходу партии он сдался, и Ян получил балл. Это одна из самых быстрых побед в истории матчей за шахматную корону — рекорд принадлежит Вишванатану Ананду, который в 2012 году одолел Бориса Гельфанда за 17 ходов.

«Хочется видеть партии без такого количества ошибок и психологического преимущества со стороны одного гроссмейстера, — сказал глава Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Аркадий Дворкович. Он считает, что Лижэнь играет ниже своих возможностей, пока Непомнящий ловит кураж и делает точные ходы. Россиянин скромно оценил свою победу, отметив, что не будет придавать ей большое значение. А китайский гроссмейстер снова назвал свою игру ужасной.

Гроссмейстеры почти не встречаются за доской

Наравне с результатами внимание к поединку в этом году привлекает формат партий. Гроссмейстеры могут обдумывать ходы в комнатах отдыха, из-за чего они не часто сидят за столом. Фотографам приходится ждать момента, чтобы сделать снимок сразу обоих шахматистов. А иногда случается так, что за доской и вовсе никого не остается.

Нидерландский гроссмейстер Аниш Гири считает, что игрокам нельзя надолго отлучаться, потому что матч за звание чемпиона мира многое теряет: «Именно за доской свершается вся магия, это же шахматы, а не игра в комнате для отдыха».

Непомнящий говорит, что такой формат напоминает ему ковидное время, когда гроссмейстеры играли онлайн и не виделись лично. Однако он не считает, что участникам матча нужно ставить ограничение на пребывание в комнате отдыха: «Если тебе удобно думать там, то нужно предоставлять такую возможность».

Лижэнь тоже говорит о пользе такой комнаты. За две партии он провел за доской всего несколько минут. Как объясняет сам Дин, когда он находится за столом, у него появляются проблемы со временем, когда отлучается — ситуация успокаивается. Еще одной интересной деталью стало то, что во время первой игры претендент на титул из Китая, сидя в комнате отдыха, надел поверх рубашки белый анорак и накрылся капюшоном: «Мне было холодно и тревожно. В куртке чувствовал себя получше». Во втором поединке китайский гроссмейстер так уже не делал.

Михаил Целиков