Блогеры зарабатывают миллионы и не платят налоги. Почему это нужно остановить?
За последнее время появляются все больше дел о неуплате налогов против блогеров. По оценкам налоговиков, крупные инфлюенсеры недоплачивают в бюджет сотни миллионов рублей. Звезды соцсетей используют разные схемы, чтобы снизить налоговое бремя, но теперь отрасль будут обелять. Разбираемся, как блогеры должны платить налоги, как им удается уклоняться от них и почему власти взялись за них.
Как блогеры должны платить налоги?
Блогерская деятельность не отражена в законодательстве отдельно. Тем не менее инфлюенсеры получают немалые доходы от того, чем занимаются. Поэтому логично, что они обязаны выплачивать со своей деятельности налоги. Вот какие способы им доступны:
НДФЛ. Он составляет 13% от дохода или 15%, если доход превышает 5 млн руб. Такой способ удобен для блогеров, которые получают оплату нерегулярно. Юрлица и ИП, которые платят инфлюенсерам, сами вносят за них НДФЛ. А вот налоги с доходов от физлиц блогеры должны платить сами. Это одна из самых простых схем, но юристы отмечают, что для инфлюенсеров и бизнеса она не оптимальна. Компаниям приходится тратиться на страховые взносы за блогеров, а тем — на слишком высокую налоговую ставку.
Налог на профессиональный доход (НПД). Его инфлюенсеры могут выплачивать, если оформят самозанятость. Ставка по нему составляет 4% на доходы от физических лиц и 6% — от юридических. Блогеру приходится самому вносить чеки в приложение «Мой налог», которое рассчитывает размер его выплат в бюджет. НПД могут выплачивать самозанятые, которые получают до 2,4 млн руб. в год (в среднем 200 тыс. руб. в месяц). Тем, кто зарабатывает больше, приходится платить налоги иначе.
«Упрощенка». Так ласково называют Упрощенную систему налогообложения (УСН) для ИП. Она объединяет в себе налог на прибыль компаний, налог на имущество и НДС. Ставка по «упрощенке» для блогеров — 6% от выручки, если она не превышает 188,5 млн руб. в год или 8%, если находится в пределах 188,5-251,1 млн руб. Если же доходы превысят и этот лимит, пользоваться УСН будет нельзя.
Общая система налогообложения (ОСНО). По ней налоги платят ИП, которым уже не положена «упрощенка». Согласно ОСНО, блогеры должны платить НДФЛ в 13-15%, НДС до 20% и налог на имущество до 2,2%. Это самая сложная система налогообложения. Она подходит крупным инфлюенсерам, для которых блог стал целым бизнесом. По сути, это единственный вариант для инфлюенсеров с годовыми доходами выше 251,1 млн руб.
Как инфлюенсеры уклоняются от налогов?
По оценке Ассоциации блогеров и агентств (АБА), доходы самых высокооплачиваемых инфлюенсеров-коучей превышают 500 млн руб. в год. Примечательно, что за 2022 год инфоцыгане заработали почти на четверть больше, чем в 2021 году. Блогеры продают бизнес-, фитнес- и бьюти-тренинги, которые покупают доверчивые подписчики. Хотя, по оценкам экспертов, люди скорее покупают веру в то, что у них все получится, нежели реальные знания и навыки.
Неудивительно, что высокими доходами инфлюенсеров заинтересовалась налоговая служба. В последнее время крупных российских блогеров начали обвинять в уклонении от налогов. Под прицел ФНС попали инфлюесеры Валерия и Артем Чекалины (Лерчек и Артемчик) и Александра Митрошина.
Чекалиным предъявили уклонение от уплаты налогов на 311 млн руб. Кроме того, блогеров обвинили в отмывании доходов на 130 млн руб. В офисах Чекалиных прошли обыски, их имущество арестовали, а им самим запретили пользоваться интернетом и оформили подписку о невыезде из страны.
Митрошина получила первое обвинение в неуплате налогов еще в 2022 году. Тогда ей предъявили долг в 200 млн руб. В 2023 году блогер получила новое обвинение: теперь ее подозревают в уклонении от налогов на 120 млн руб.
В обоих случаях ФНС считает, что инфлюенсеры умышленно платили налоги по неправильной системе. Ведомство утверждает, что блогеры дробили свои доходы, чтобы оставаться в рамках «упрощенки», а не переходить на ОСНО. Средства распределялись между разными юрлицами, которые оформляли на родственников или друзей блогеров. Так инфлюенсерам удавалось платить меньше, чем им было положено.
При этом блогеры поменьше тоже часто не платят налоги, отмечают эксперты. Некоторые из них принимают оплату за рекламу и курсы наличкой либо переводами на карту. Правда, объем доходов в таких случаях едва ли может заинтересовать ФНС. Есть и такие блогеры, кто попросту не заморачивается бухгалтерией и не разбирается в налогах. Они работают «в серую» по незнанию, но, как известно, незнание законов не освобождает от ответственности.
Ситуация как-то изменится?
Источники Forbes сообщают, что массовые налоговые проверки блогеров начались уже в декабре 2022 года. Новостные Telegram-каналы пишут, что запросы от ФНС уже получили крупнейшие медиа- и рекламные агентства, которые работают с российскими блогерами.
Юристы связывают внимание к инфлюенсерам с высокими доходами в отрасли. Обозреватели называют блогеров удобной целью для ФНС. Долгое время у них не было принято всерьез заниматься расчетом налогов, и далеко не все из них понимают, что блог может быть бизнесом. При этом информация об их состояниях иногда лежит на поверхности. Блогеры любят хвастать богатой жизнью и показывать в соцсетях дорогие авто, украшения и люксовое жилье.
Участники рынка ожидают, что ФНС не остановится на главных звездах соцсетей. В будущем проверки могут прийти и к блогерам поменьше. По оценкам экспертов, власти хотят лучше регулировать отрасль и полностью обелить работу инфлюенсеров.
Для этого даже не придется менять законодательство. Все действующие нормы и так позволяют наказывать неплательщиков, считают аналитики. Дела Чекалиных и Митрошиной стали важным прецедентом — возможно, теперь блогеры серьезнее отнесутся к своей бухгалтерии. Лучше они сами будут исправно платить налоги, чем их заставят это делать.