музыка

Дрейк, у нас проблемы! Кажется, искусственный интеллект может заменить живых музыкантов

Сегодня в Сети можно найти несуществующие фиты и по-настоящему странные каверы. Тем не менее эксперты считают, что артистам не стоит переживать
Richard Shotwell/Invision/AP/ТАСС
Richard Shotwell/Invision/AP/ТАСС

На днях в Сети завирусился новый трек Дрейка и The Weeknd под названием Heart On My Sleeve. Совместная работа набрала более 10 млн просмотров в TikTok и собрала сотни тысяч прослушиваний на стриминговых платформах. И все бы ничего, но артисты не имеют никакого отношения к созданию бэнгера — его сгенерировал искусственный интеллект, за которым стоял пользователь с ником @ghostwriter977.

Песня получилась более чем реалистичной и быстро полюбилась слушателям, однако этот прецедент вновь поставил на повестку вопрос — а что, если возможности ИИ лишат работы живых музыкантов? Сегодня мы решили разобраться, насколько это реально и стоит ли переживать артистам.

Экскурс в историю: как давно компьютер сам пишет музыку

Вообще создание музыки с помощью технологий, а не человеческого таланта было возможно еще полвека назад. В 1957 году ученые из Университета Иллинойса выявили общие музыкальные черты разных жанров, создали специальную программу и занесли данные в компьютер. Так алгоритм сгенерировал полноценное произведение — «Сюиту Иллиака». Также над компьютерной музыкой работали и в Советском Союзе. Академик Рудольф Зарипов даже опубликовал статью «Об алгоритмическом описании процесса сочинения музыки».

Более развитой технология стала ближе к нулевым, когда профессор факультета музыки в Университете Калифорнии Дэвид Коуп представил программу «Эмили Хоуэлл». ПО могла писать музыку на базе загруженных композиций классической музыки, а также копировать стиль известных авторов — например, Иоганна Себастьяна Баха.

Первый полноценный виртуальный артист появился в 2016 году — это была певица Yona (Gorillaz не в счет — все же за творчеством отрисованных персонажей стоял Деймон Албарн). Ее песни и визуальный образ сформировала нейросеть, которая заблаговременно вдохновлялась сотнями других артистов. Архив с референсами собирал создатель проекта британский композитор иранского происхождения Эшем Куша. Звучит Yona определенно инопланетно, но ничем не хуже многих живых поп-коллег.

Как современный ИИ стал копировать музыкантов

Следующим шагом в мире музыкального ИИ стала Лил Микела — виртуальная певица, которую многие интернет-пользователи считали абсолютно настоящей. Позднее выяснилось, что ее музыку и тексты писали живые люди, поэтому пример революционным не стал. Зато им стал вымышленный рэпер FN Meka, образ и песни которого полностью генерировал ИИ. Хоть в его творчестве явно прослеживалось влияние артиста 6ix9ine, получилось действительно впечатляюще.

Предупреждение: перед просмотром уберите от экранов англоговорящих детей.

К моменту, как рэпер стал интернет-феноменом, большинство ведущих нейросетей уже умели делать музыку, «смотря» на огромное количество примеров. А единственное, чего FN Meka не мог, так это исполнять свои песни — их озвучивал живой человек. Тем не менее и этому ИИ со временем обучился: теперь он слушает сотни часов различных дискографий и буквально копирует голос исполнителей. Современные технологии позволяют отследить интонацию, стиль, вокальный диапазон и даже произношение конкретного исполнителя.

Отличить клонирование от реального голоса артиста практически невозможно. С текстами ситуация аналогичная: человек, который создает опрос для ИИ заранее выбирает тему и направленность будущей песни. Самый громкий случай за последнее время помимо «фита» Дрейка и The Weeknd — забавный трек Эминема про котов. Пользователь YouTube попросил чат-бот ChatGPT написать текст про четвероногих в стиле рэпера, а затем с помощью Uberduck AI сымитировал саму песню.

Что с этим делать и как на проблему смотрят эксперты

Найти в свободном доступе такие творения не так уж и просто — лейблы активно борются с распространением фейковых треков. Также студии требуют от стримингов запретить нейросетям обучаться на музыке, выложенной на площадках. Очевидно, крупные дистрибьюторы и сами музыканты обеспокоены положением дел, ведь если пользователи и дальше продолжат спекулировать на творчестве артистов с помощью ИИ, то зачем вообще нужны живые артисты?

Тем не менее эксперты уверены — исполнителям переживать не стоит. Музыка, которую генерирует ИИ была бы невозможна без первоисточников и в ней так или иначе нет живой энергетики. Исследователь ИИ Пабло Сангинетти считает, что нейросети «не имеют сознания, не могут чувствовать и понимать реальный мир». Певец-композитор Арджун Канунго допускает внедрение искусственного интеллекта в рабочий процесс по созданию музыки, но отмечает, что технология не заменит лайв-выступлений.

Еще одна проблема с музыкой от ИИ — это авторские права. На сегодняшний день все, что создается нейросетями, до конца законодательно не отрегулировано. И пусть это лишь вопрос времени, по поводу творчества не нужно устраивать панику. Даже если альбомы несуществующих артистов будут более выверенными и качественными, у людей сохранится тяга к чему-то искреннему и настоящему.

Впрочем, рэпер Дрейк, оказавшийся в центре искусственно-интеллектуального скандала, так не считает. Еще до инцидента со сгенерированной песней с The Weeknd Дрейк высказывался о действиях ИИ как-то так: «Это последняя капля». Ну, хорошо, что канадец не слышал свой кавер на песню Федука «Хлопья летят наверх». Вышло бы неловко…

Никита Прунков