От Джексона до The Weeknd: как 80-е повлияли (и продолжают влиять) на музыку
Канадский R&B- и поп-исполнитель The Weeknd попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый популярный артист на планете. Он стал первым музыкантом, которому удалось набрать более 100 млн ежемесячных слушателей в Spotify. Практически за 15 лет карьеры Эйбел Тесфайе внес колоссальный вклад в развитие жанра и стал ролевой моделью для молодых коллег. Сам The Weeknd при этом вдохновлялся эпохой 1980-х — в его песнях прослеживаются синты, диско-мотивы и в целом эстетика тех лет. Почему именно та декада считается величайшей в истории популярной музыки и как 80-е годы повлияли на современных артистов? Разбираемся и ностальгируем.
80-е — это расцвет MTV и разных жанров
В 60-70-х музыкальная индустрия если и не принадлежала, то была оккупирована представителями рок-музыки. В то время чартами заправляли Pink Floyd, Rolling Stones, Led Zeppelin, Дэвид Боуи и др., а среди других жанров выделялись диско и иногда поп. Ситуация изменилась в начале следующего десятилетия — волна новых поп-исполнителей совпала с началом вещания телеканала MTV, по которому круглосуточно крутили клипы и спецпрограммы о музыкантах.
Благодаря удачным ротациям канал помог запустить карьеры целой плеяды культовых исполнителей: MTV показывал работы Синди Лопер, Боя Джорджа, группы Wham!, Уитни Хьюстон и Принса. С появлением музыкального телевидения артисты поняли, что для завоевания аудитории нужны не только качественные релизы, но также продуманные образы и клипы. Больше всего в этом преуспели будущие король и королева поп-музыки — Майкл Джексон и Мадонна.
Яркие костюмы, сложно срежиссированные выступления, кропотливая работа продюсеров и поддержка MTV — все это повлияло на популяризацию поп-исполнителей. Тем временем другие направления тоже набирали обороты: появились Depeche Mode, которые балансировали на стыке электроники и рока, тяжелозвучащая Metallica, электропоповая A-ha, прогрессивные британцы из Duran Duran и еще десятки легенд.
80-е — это новое звучание
1980-е — самое разнообразное десятилетие в истории музыки. Британский звукорежиссер Тим Данфи уверен, что это стало возможным за счет нового подхода и необычных саунд-решений. Именно в то время музыканты начали использовать насыщенные аранжировки и звуковые эффекты (в 70-х в моде был минимализм), синтезаторы и другие электронные музыкальные инструменты вроде драм-машин. Вокал же был чистым, но не вылизанным, что придавало шарм композициям.
Британский бас-гитарист Гай Пратт, который работал с Pink Floyd, Игги Попом, Мадонной и Джексоном, считает, что 80-е стали апогеем поп-жанра, доведенного до «механического совершенства». Прежде всего на это повлияли крупные вложения музыкальных лейблов, технологии и, конечно же, звезды мирового масштаба. По мнению Пратта, на том моменте поп-музыка и закончилась: «Дальше двигаться было некуда. После все пошли в обратную сторону и взяли звучание брит-попа 60-х».
И, да, 1980-е были действительно уникальным временем для музыки. Благодаря техническим возможностям появились жанры вроде брейкбита, индастриала, постпанка и техно. Но если им инновационные фишки помогли, то поп-музыка к началу 90-х, напротив, застопорилась. Иконы жанра поддерживали свой статус, а новые герои либо делали то же самое, либо с головой уходили в смежные направления.
80-е — это кладезь референсов для современных артистов
В нулевых поп-музыка особо не изменилась и скорее довела до ума более ранние наработки, сместив акцент с диско на R&B и даже хип-хоп — за это искреннее уважение Мэрайи Кэри, Нелли Фуртадо, Бейонсе и другим великим женщинам. Тем не менее современные музыканты предпочитают использовать в качестве референса не их, а совсем олдскульных артистов. Главный проводник в 80-е среди них — это The Weeknd.
Эйбел активно использует синти-поповые мотивы, прямолинейные танцевальные биты и диско-элементы, сочетая их с мрачной лирикой. Главный оммаж от артиста ушедшим временам — это трек Blinding Lights с альбома After Hours (назван в честь фильма Мартина Скорсезе 1985 года), в котором смешиваются электропоп и синтивейв. Песня и клип вдоль и поперек пропитаны неоновой атмосферой тех лет. Но, впрочем, такая тяга к 80-м неудивительна: артист с детства был поклонником Майкла Джексона и Принса.
Поп-дива Дуа Липа родилась в конце девяностых, но тоже довольно умело использует эстетику тех лет. Диско-релиз Future Nostlagia вобрал в себя нью-вейв и диско, а продюсировал его Стюарт Прайс — фронтмен группы Zoot Woman, которая играет в стилистике 80-х. Дуа Липа — большая поклонница Мадонны, а Прайс как раз занимался ее танцевальным альбомом Confessions оn а Dance Floor.
В целом, 1980-е — это нескончаемый источник идей. К музыке той декады обращались Тейлор Свифт (альбом «1989»), Карли Рей Джепсен (EMOTION) и временами модные российские коллективы вроде Cream Soda. Музыкальные деятели уверяют, такую одержимость можно описать ностальгическими чувствами, но, кажется, все намного проще — неужели было другое десятилетие с таким количеством поп-звезд мирового масштаба? Мы не припомним.