космос

После запуска Starship в земле остался кратер. Из-за этого полет на Марс может отмениться

Из-за этой особенности люди не смогут создавать базы на других планетах
cbc.ca
cbc.ca

Недавний провал запуска Starship обескуражил многих. Точные причины все еще неизвестны, однако они почти наверняка связаны с чрезмерной мощностью ракеты. К сожалению, это может отразиться не только на способности ракеты-носителя к полету, но и на его пригодности в целом. Дело в том, что при запуске Starship за секунду вырыл под собой огромную яму, которая простиралась на километры. Теперь его использование ставится под вопрос. Рассказываем, почему это проблема и возможно ли ее решить.

Все дело в базах

Несмотря на то, что пробный запуск происходил со специально подготовленной стартовой площадки, состоящей из нескольких метров огнеупорной стали высокого качества, ракета полностью уничтожила ее. Вокруг разлетались куски железобетона: пострадали не только постройки на территории космодрома, но и сама ракета.

Эксперты подозревают, что три двигателя Raptor, которые вышли из строя сразу после запуска ракеты, пострадали не из-за технических неисправностей, а из-за того, что в них попали осколки.

Таким образом, использовать Starship для путешествия по другим планетам может быть попросту опасно, так как при взлете ракета будет разрушать любые близлежащие постройки. И если на Земле это некритично то, например, на Марсе такая «особенность» может стоить астронавтам жизни.

Миссию на Луну отменят?

Starship планировали использовать для того, чтобы доставить американских астронавтов на поверхность естественного спутника Земли в рамках миссии «Артемида». Формально это должно было случиться в ближайшие несколько лет, однако, судя по последним результатам, экспедицию опять придется отложить.

Основная проблема заключается в том, что на данный момент сажать Starship на хрупкий спутник попросту опасно. Еще во времена миссии «Аполлон» остро стояла проблема того, что посадочные модули «прорывали» огромные кратеры. По оценкам экспертов, во время первого полета на Луну посадка космического корабля подняла в воздух около 1,7 кубометра лунного реголита. Несмотря на то, что материал по своему виду напоминал пыль, он весил около тонны.

Ученые подсчитали, что то, сколько процентов лунной поверхности окажется в воздухе после посадки, прямо пропорционально тому, сколько весит корабль, а также тому, какую тягу он создает. Например, ракета, на которой был доставлен «Аполлон», весила всего 15 тонн. При этом данное значение значительно сократилось за время полета, так как в корабле стало в разы меньше топлива. А тяга его двигателя составляла всего 45 килоньютонов.

Если сравнивать космический модуль прошлого со Starship, то он покажется просто малюткой. Его масса и тяга в несколько раз превосходят аналог из 70-х. Например, мощность неосновных вакуумных двигателей сверхогромной ракеты составляет около 0,6 меганьютонов.

Таким образом, простые математические вычисления показывают, что масса пыли, которую поднимет Starship, составит около сотни тонн.

Почему же это проблема?

Запыление значительно снижает мощность работы приборов из-за того, что полностью отрубает видимость. В официальных отчетах NASA о миссии «Аполлон» говорится, что космонавты, побывавшие на Луне, совсем ничего не могли разглядеть из-за пыли. При этом полная «темнота» сохранялась даже на высоте в 30 метров.

Это критически важный показатель для мягкой посадки: приборы не могут определять, сколько осталось до поверхности, и могут дать сбой. Из-за этого существует риск преждевременного отключения двигателей. Так машина может повредиться и больше не взлететь, или, что еще хуже, ракета может завалиться набок.

Таким образом, использовать Starship для полетов на Луну уже не кажется такой хорошей идеей.

А что насчет Марса?

На этой планете есть атмосфера, поэтому поднятая в воздух пыль не будет такой большой проблемой (она быстро осядет). Однако и это космическое тело не совсем подходит для разработки SpaceX.

Дело в том, что под поверхностью Марса находится очень много воды. К сожалению, точных данных о том, где именно расположены «залежи» у ученых нет: современные приборы способны зафиксировать только очень крупные затопленные участки, например, озера на южной стороне планеты.

Таким образом, мощное пламя из двигателей Raptor, которое проделало дыру в метр глубиной на Земле, может нарушить целостность красной планеты и превратить воду в пар, создавая взрыв. Кусочки камней и почвы разлетятся под сильным давлением, причем очень далеко и высоко, так как атмосфера на Марсе довольно слабая и составляет всего 38% от земной.

Осколки могут не только повредить дорогостоящую аппаратуру, но и разрушить потенциальные поселения, которые ученые хотели там обустроить. Из этого можно сделать вывод о том, что необходимо рассмотреть множество неочевидных проблем, связанных с освоением далеких планет, прежде чем приступать к полетам.