Атака беспилотников на Кремль оставила много вопросов. Отвечаем на них
В ночь со 2 на 3 мая Кремль атаковали два украинских беспилотника. В результате теракта никто не пострадал, здания тоже не получили серьезных повреждений. Однако это событие оставило после себя много неудобных вопросов. Почему беспилотники не сбила ПВО? Могли ли их запустить из России? Какую выгоду от этого приобрела Украина? И могла ли атака быть «кремлевским заговором»? Разбираемся.
Были ли у Украины средства для атаки на Кремль?
Москва находится в 500 км от границы с Украиной. У Киева имеются дальнобойные беспилотники, которые могут преодолеть это расстояние. Например, модернизированный советский БПЛА Ту-141 «Стриж» — дальность его полета составляет 1000 км. Второй вариант — беспилотники UJ-22 Airborne. Они способны летать на 800 км. Один UJ-22, кстати, упал в Подмосковье 24 апреля, незадолго до атаки на Кремль. Так что у Украины была возможность запустить дрон на Москву со своей территории.
Если дрон запустили с Украины, почему ПВО его не заметила?
Возможности ПВО по борьбе с дронами не стоит переоценивать, военные эксперты предупреждали об этом еще в прошлом году. Дело в том, что большинство систем ПВО и РЭБ проектировались для перехвата крупных целей — например, самолетов. БПЛА же сравнительно мелкие, летают на низкой высоте, собраны из композитных материалов и могут летать в автономном режиме — все это делает их практически незаметными для радаров.
То есть их вообще нельзя сбить?
Конечно, можно. У России даже есть противодроновая ПВО — комплексы РЛК-МЦ, которые поступили на вооружение в прошлом году. Однако таких систем, судя по всему, мало. Поэтому они не могут в полной мере защитить воздушное пространство. Нельзя исключать и того, что имела место банальная ошибка военных — дрон заметили, но не успели среагировать или не придали этому должного внимания.
Но ведь дронам надо было преодолеть сотни километров!
Да, и это уже вызывает вопросы. Даже хорошо замаскированный дрон вряд ли мог «просочиться» через ПВО и точно ударить в цель, просто двигаясь по прямой на большом расстоянии. Для этого оператору пришлось бы корректировать его курс, рискуя попасть в зону видимости радаров.
Здесь есть два объяснения. Первое — ВСУ знали расположение расчетов ПВО ВС РФ и обходили их (что неудивительно, ведь на них работает разведка НАТО). Второе — дрон запустили откуда-то из России.
То есть это могли быть диверсанты?
Эту версию как минимум нельзя исключать. В ее пользу говорит траектория полета дронов — судя по всему, они летели на Кремль с востока. Кроме того, мы регулярно видим новости про заминированные железные дороги и ЛЭП, а также становимся свидетелями громких политических убийств, вроде Владлена Татарского и Дарьи Дугиной. Все это — доказательства того, что в России работает мощная агентурная сеть.
Еще говорят про каких-то партизан…
А вот это уже похоже на вброс. Про «партизан» говорят украинские власти и уехавшие оппозиционеры, однако доказательств их существования до сих пор не представили. Если брать за основу версию о том, что БПЛА запустили из России, то речь нужно все-таки вести о работе спецслужб. Конечно, при желании любого диверсанта можно выдать за «партизана». Но это уже означает, что кто-то либо сознательно вводит людей в заблуждение, либо выдает желаемое за действительное.
Какая выгода Украине от атаки на Кремль?
В практическом смысле пользы от нее нет. БПЛА были слишком слабые, чтобы нанести серьезный вред Сенатскому дворцу. Скорее всего, ставку делали на медийный эффект. Для Киева полет украинских беспилотников над Кремлем — это повод создать позитивный информационный фон среди украинцев и попытаться спровоцировать панику у россиян. Не стоит забывать, что ВСУ планируют в ближайшее время провести контрнаступление. Атака на Москву может выступить «медийной подготовкой» к военной операции или попыткой отвлечь от нее внимание.
Что насчет версии с инсценировкой?
Ее можно отправить в ту же копилку теорий заговора, что и историю о «партизанах». О несостоятельности этой версии говорит хотя бы хронология событий: дроны атаковали Кремль глубокой ночью, а российские власти отреагировали на это только днем. Большой лаг означает, что у руководства РФ не было заранее заготовленного плана. Понадобилось время, чтобы проработать варианты ответа на провокацию, и это опровергает утверждение о «кремлевском заговоре».
Опять же — об «инсценировке» говорят либо украинцы, либо Запад. Главная цель подобных разговоров — заполнить информационное поле ложными версиями, запутать людей и отвести подозрения от заказчиков операции. К реальности они имеют очень опосредованное отношение.
Были ли у Украины средства для атаки на Кремль?
Если дрон запустили с Украины, почему ПВО его не заметила?
То есть их вообще нельзя сбить?
Но ведь дронам надо было преодолеть сотни километров!
То есть это могли быть диверсанты?
Еще говорят про каких-то партизан…
Какая выгода Украине от атаки на Кремль?
Что насчет версии с инсценировкой?