Не они, а мы: почему победа ощущается коллективно?
Многие люди гордятся достижениями команды, как собственными. Подобные парадоксы особенно хорошо заметны на примере спортивных болельщиков: они могут устроить настоящие гулянья, если их любимый клуб превзойдет соперников в чемпионате. И это при том, что они не имеют к громкой победе никакого отношения и не принимали в ней непосредственного участия. Почему же так происходит? Разбираемся.
Скорее всего, в этом замешана теория социальной идентичности
Ее разработал британский психолог польского происхождения Анри Тэшфел, которого интересовали механизмы возникновения стереотипов, существовавших в отношении иммигрантов из Боснии в XX веке в Англии.
Для того, чтобы выяснить причину несправедливого отношения, он провел серию социальных экспериментов. Исследователь произвольно разделил группу школьников из одного учебного заведения между собой, чтобы проверить, в какой момент товарищи начнут конфликтовать.
В результате даже надуманной причины раскола оказалось достаточно, чтобы мальчики превратились во врагов. Профессор просто показал им экран с определенным количеством точек на короткое время и спросил, сколько фигур они увидели. После этого ученый произвольно говорил каждому школьнику, что он переоценил или недооценил правильное число. Ребята же начали плохо обращаться с теми, чьи результаты не совпадали с их собственными. При этом реальная причина для конфликта отсутствовала: за то, как они прошли тестирование, ни наказывали, ни поощряли.
После этого ученый предложил респондентам распределить денежное вознаграждение между другими участниками эксперимента, не присваивая себе ничего. О тех, кому достанется плата, было известно только то, как они оценили количество точек на экране. Присуждение вознаграждения осуществлялось с помощью специальной матрицы, которая позволяла проанализировать, как размышлял человек, ответственный за распределение денег: стремился ли он к справедливому разделу или отдавал предпочтение одному из участников.
В итоге школьники давали большую сумму тем, кто ответил на вопрос про точки так же, как они, в ущерб однокашникам с другими результатами «теста». При этом разумнее всего было бы максимизировать количество денег для каждого, так как мальчики дружили между собой, и могли позже разделить вознаграждение так, чтобы у всех оказалось больше денег.
Таким образом, введение фактора произвольного и даже глупого разделения заставляет людей сплотиться и всячески превозносить тех, кто с «ними», и опускать тех, кто против.
При чем тут общая победа?
Дело в том, что члены одной социальной группы стремятся поддерживать позитивный имидж организации, к которой себя причисляют. Этого результата удается достичь с помощью сравнения собственной «команды» с другими релевантными объединениями.
Например, школьникам необходимо понимать, что их класс в чем-то превосходит параллельный, чтобы сформировать положительную социальную идентичность.
Так люди прилагают всяческие усилия, чтобы улучшить существующую репутацию своего «клуба». В случае с экспериментом Тэшфела это позитивное различие создавалось с помощью большего денежного выигрыша, по сравнению с условными соперниками.
В результате возникает коллективный нарциссизм – феномен, при котором члены определенной группы неосознанно преувеличивают ее заслуги и важность. Участники стараются всячески демонстрировать гордость от принадлежности к своему социальному объединению, например, религиозному течению, профессии или этносу.
Таким образом, люди, которые идентифицируют себя как часть какой-то группы, склонны испытывать радость от всех ее заслуг, в особенности от громких побед. Именно поэтому люди ощущают коллективный триумф даже тогда, когда не принимали в борьбе за него никакого участия.