СВО

«Контрнаступ» Украины начался или нет? Что известно о масштабной атаке ВСУ

Большинство сообщений о действиях украинских военных не подтвердились. Но локальное наступление все-таки было
Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС
Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

11 мая российские Telegram-каналы начали писать о том, что ВСУ начали контрнаступление на всех участках фронта. Сообщения спровоцировали панику в соцсетях. Однако уже через несколько часов «контрнаступ» неожиданно «отменили». Разбираемся, действительно ли ВСУ пошли в атаку и что вообще произошло вечером 11 мая.

Как развивался «контрнаступ»?

Начало разговорам о контрнаступлении положили военкоры Евгений Поддубный, Александр Коц и Семен Пегов. Именно они первыми сообщили о резком обострении обстановки в зоне СВО.

«Киевский режим начал реализацию операции по окружению наших сил на артемовском направлении… Будем считать, что контрнаступление противника началось», — написал Поддубный примерно в 20:00.

По его словам, ВСУ совершили несколько прорывов в районе Бахмута и Соледара. Несколько колонн техники выдвинулись из Харькова в сторону Белгородской области и на купянское направление.

В 20:30 глава проекта WarGonzo Семен Пегов сообщил, что украинцы пошли в атаку под Майорском и добились там «локальных успехов»

Ближе к 21:00 Александр Коц подтвердил слова Поддубного. «Контрнаступ Киева начался. Танки ВСУ идут по объездной Харькова в сторону границы с Россией… В колоннах на тралах, как говорят, в том числе и западные образцы», — указал он, добавив что на ореховском направлении ВСУ применили химическое оружие.

Вслед за военкорами телеканал RT написал о скоплении катеров ВСУ в районе Бериславля и предположил, что украинцы готовятся к форсированию реки. Сообщение появилось в Telegram-канале RT примерно в 21:30, однако сейчас его удалили.

С 22:00 Telegram-каналы — в том числе Коц и Поддубный — начали опровергать данные о контрнаступлении ВСУ. В 23:00 Минобороны РФ также выступило с опровержением. «Общая обстановка в районе проведения специальной военной операции находится под контролем», — подчеркнули в ведомстве.

Что из этого правда?

К утру 12 мая стало окончательно ясно, что ВСУ не предпринимали масштабных действий.

Ситуация в Херсонской и Запорожской областях, а также ЛНР не изменилась. Там действия ВСУ не выходили за рамки обычных маневров. Слова Коца о химическом оружии опроверг член администрации Запорожской области Владимир Рогов. Слухи о выдвижении украинской армии на Белгородскую область тоже оказались преувеличенными — Поддубный уточнил, что ВСУ держат свои подразделения в 20 км от границы с Россией.

Вместе с тем ВСУ все же нанесли несколько локальных ударов под Бахмутом и Майорском. Вероятно, именно их ошибочно приняли за давно анонсированный «контрнаступ».

Пегов пояснил, сражение под Майорском состоялось еще утром 11 января. Украинцы взяли два опорных пункта российской армии, однако не смогли удержать новые рубежи и отступили.

Под Бахмутом ВСУ удалось добиться больших успехов. Связанный с ЧВК «Вагнер» военкор Александр Симонов сообщил, что 8-11 мая украинцы атаковали фланги российских войск в районе Клещеевки и Богдановки. В некоторых местах продвижение составило до нескольких километров. Эту информацию подтвердило Минобороны РФ, сообщив о боях «в направлении населенного пункта Малоильиновка».

Судя по обстановке на утро 12 мая, украинцам не удалось совершить глубокий прорыв. Но они все же отодвинули подразделения ВС РФ от дорог, по которым идет снабжение бахмутской группировки ВСУ. При этом в самом Бахмуте российские силы продолжают теснить украинцев — под их контролем осталось менее 2,5 кв км на западной окраине города.

Так что это все-таки было?

Военные аналитики сходятся во мнении, что атаки 11 мая — это еще не контрнаступление Украины, но уже подготовка к нему.

Telegram-канал «Военная хроника» обратил внимание на то, что в атаках принимали участие малые группы: 2-3 танка, 2 БМП и 25-30 человек. «Как и в случае с отбитыми ранее атаками на Запорожском направлении, задача ВСУ заключается в поиске слабых мест в обороне, в том числе и на флангах, и попытка прорыва этих позиций для публичной демонстрации успеха», — пишет он.

Эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин также убежден, что ВСУ ищут слабые места в обороне ВС РФ. По его словам, их оперативные резевры пойдут в бой только при выявлении перспектив .

«Обострившийся кризис к северо-западу и юго-западу от Артемовска создает для ВСУ заманчивую перспективу активизировать действия против артемовской группировки ВС РФ и как минимум стабилизировать ситуацию в районе города, а как максимум — попробовать срезать выступы, созданные во время нашего наступления к северу и югу от города. Недооценивать эти попытки не стоит», — написал Рожин в своем Telegram-канале.

Telegram-канал «Рыбарь» не исключает попыток ВСУ высадиться на левый берег Днепра или забросить диверсионно-разведывательные группы в Белгородскую область. При этом он считает, что скопления ВСУ в Харьковской и Херсонской областях (каждая группировка насчитывает примерно 30 тыс. человек) призваны скорее «держать фронт в напряжении».

Виталий Рюмшин