В картинах датских художников нашли следы пива. Откуда оно там взялось?
Пиво в Дании любят сильно. Настолько, что оно стало частью искусства еще в XIX веке, что совпало с развитием одной из самых популярных пивоваренных компаний — Carlsberg
Зачем ученые искали в картинах пиво
На самом деле исследователи не собирались его там искать. Их первоначальной целью был поиск клея животного происхождения, который применялся для изготовления холстов. Дело в том, что клей плохо реагирует с влажным воздухом. Обычно это приводит к растрескиванию и деформации картин. Реставраторы пытались понять, как предотвратить ухудшение состояния объектов искусства.
Ученые выбрали 10 картин, созданных между 1828 и 1837 годами двумя датчанами — Кристофером Вильгельмом Экерсбергом («отцом датской живописи») и Кристеном Кёбке. Национальная галерея Дании, где хранились образцы их творчества, предоставила небольшие обрывки картин. Это позволило протестировать их, не прикасаясь к оригиналам. Исследователи проверили их с помощью белковой масс-спектрометрии — метода, который позволяет расщеплять любой образец на содержащиеся в нем белки.
В итоге на семи картинах из десяти ученые обнаружили белки Saccharomyces cerevisiae, более известные как пивные дрожжи. Помимо них на холсте также нашли белки пшеницы, ячменя, гречихи и ржи — основных продуктов пивоварения. Иногда пиво встречается в рецептах домашней краски XIX века, но чтобы встретить его остатки в изобразительном искусстве — такого ученые предсказать не могли.
Как пиво попало в произведения искусства
Сначала исследователи решили, что это случайность: белки могли загрязнить холст, попав туда из воздуха. Но три картины практически не содержали остатков пива, в то время как остальные семь впитали его слишком много.
Чтобы узнать наверняка, исследователи произвели несколько смесей, содержащих найденные ингредиенты: рецепты, которые могли создать датчане XIX века. Дрожжи оказались отличным эмульгатором — они образовали гладкую пасту, похожую на клей. При нанесении на холст она обеспечивала прочный базовый слой, который впоследствии художники красили маслом. Вдобавок она позволяла краске выглядеть более ярко и глянцево. Тем самым паста служила заменой традиционной грунтовки.
Экерсберг, Кёбке и другие художники не взаимодействовали с подобной пастой напрямую. Дело в том, что Датская королевская академия изящных искусств предоставляла преподавателям и студентам заранее подготовленные материалы для живописи. Все картины, содержащие зерновые белки, оказались созданы в более ранний период времени, между 1827 и 1833 годами. Затем Кёбке покинул Академию и написал три других картины на холстах иного происхождения — они-то и не содержали пивных белков.
Ученые также выяснили, как именно ремесленники перепрофилировали материалы, которые у них имелись. В то время Дания была очень бедной страной, поэтому вещи часто использовались повторно. Остатки самых разных предметов варили до состояния клея, и они становились частью холста.
Исследователи не могут сказать точно, насколько широко был распространен подобный метод грунтовки. Ту эпоху называют расцветом всех видов искусства, и, по мнению некоторых специалистов, именно тогда в стране сложилась уникальная традиция живописи и грунтовки. Изучая картины, ученые смогли раскрыть утерянную информацию об обществе и искусстве Дании XIX века