российский спорт
Новодережкин Антон/ITAR-TASS
Новодережкин Антон/ITAR-TASS

Велоспорт в России: как он появился и при чем здесь русские крепостные

От первых «костоломов» до триумфа в Гранд-туре

31 мая во всем мире празднуется День велоспорта. Именно в этот день в 1868 году в Париже была проведена первая гонка на двухколесном транспорте. Впоследствии она начала собирать все большее количество участников с каждым годом и переродилась в Тур Де Франс. К 155-й годовщине вспоминаем историю появления и развития велоспорта России.

История появления велосипеда

Кто на самом деле придумал первый велосипед, определить однозначно нельзя. Ряд источников утверждает, что первая «самобеглая коляска» была изобретена крепостным крестьянином Леонтием Шамшуренковым еще в середине 18-го века. Другие полагают (полноценно подтвердить это, впрочем, невозможно), что создатель одного из первых прообразов велосипедов в России — крепостной Ефим Артамонов. В 1800 году он якобы изобрел велосипед-самокат, практически целиком состоящий из металла, и спустя год приехал на нем из Екатеринбурга в Москву на коронацию Александра I. Утверждается, что императору так понравился новый вид транспорта, что он освободил Артамонова от крепостничества.

Однако полноценной (и задокументированной) точкой отсчета в истории российского велоспорта принято считать конец 19-го века. 27 апреля 1895 года в Петербурге было основано общество велосипедистов-туристов. В то время туризм не был распространен, а все поездки были связаны с торговлей или дипломатическими целями. Общество ставило перед собой задачу популяризировать велосипедный туризм и сделать его более доступным. В первый год существования общества в нем появилось свыше 150 новых членов, среди которых был Лев Толстой, а филиалы были открыты во многих городах страны. С 1895 года стали издаваться тематические газеты, справочники, специальные карты и путеводители.

Массовое производство велосипедов и первые соревнования

В 1886 годы была открыта велосипедная фабрика «Россия» А. Лейтнера, впоследствии ставшая основным поставщиком велосипедов для населения страны. К тому времени велосипеды стали делать с использованием более качественных деталей, сделав их более удобными для передвижения. Также расширилась линейка транспорта — появились легкодорожные, мужские, дамские, гоночные, многоместные и детские модели.

В 1891 году был проведен первый всероссийский чемпионат по велоспорту, собравший тысячи зрителей. Благодаря широкой популярности соревнования проводились все чаще, а российские гонщики начали участвовать и в международных турнирах.

Одним из самых известных гонщиков того времени был Николай Похильский. Свою спортивную карьеру Николай начал как конькобежец, но вскоре заинтересовался велосипедным спортом и начал участвовать во всероссийских соревнованиях. В 1893 году Похильский соревновался в скорости с тройкой лошадей на дистанции в 25 верст и пришел к финишу первым. Еще через год гонщик заслужил почетное звание «первого ездока России» за спортивные достижения и вклад в развитие спорта. Жена Николая Мария Гессель тоже увлекалась велоспортом, была успешной гонщицей и установила несколько рекордов. Вскоре супруги основали совместное предприятие «Согласие», ставшее в будущем одной из ведущих велостроительных фирм.

Велоспорт в СССР

В СССР популярность велоспорта приобрела массовый характер. Велосипед превратился в один из бытовых средств передвижения граждан в служебных и туристических целях, а их производство стало одной из наиболее развитых отраслей машиностроения. Также этот вид транспорта начал использоваться как инструмент для поддержания физической формы.

В 1952 году велоспортсмены из СССР приняли участие в своей первой Олимпиаде, но не добились успеха. В том же году советская федерация была принята в Международный союз велосипедистов. В 1960 году на Олимпийских играх в Риме гонщик Виктор Капитонов завоевал первую в истории советского спорта золотую медаль в шоссейной гонке на 175 км 380 м. На Олимпийских играх в Москве 1980 года обладателем золотой медали стал Виталий Петраков. В 1988 году советские спортсмены смогли завоевать четыре медали высшей пробы. Велосипедный спорт в СССР прошел долгий путь и смог развиться до конкурирования и побед над ведущими федерациями мира.

А что сейчас с велоспортом

Советское наследие дало мощный импульс развитию велоспорта в России. На Олимпиаде 2004 года российские спортсмены завоевали 5 медалей, три из которых были золотыми, усилиями Вячеслава Екимова, Михаила Игнатьева и Ольги Слюсаревой. После 2004 года олимпийские медали высшей пробы не покорялись российским атлетам.

Спортсмены из России имели ряд успехов на командных международных турнирах. Престижнейшая многодневная велогонка Джиро д’Италия покорялась российским атлетам три раза: Евгений Берзин (1994), Павел Тонков (1996) и Денис Меньшов (2009). В 2007 году Денис Меньшов выиграл еще одну гонку, входящую в Гранд-тур — Вуэльта Испания. После начала СВО российских велосипедистов отстранили от международных соревнований, но 3 мая 2023 года снова допустили к турнирам под нейтральным флагом.

Сейчас во многих уголках России проводятся различные фестивали и соревнования для любителей велогонок. Например, 21 мая в Москве прошел весенний велофестиваль, участие в котором приняли рекордные 50 000 человек. В этом году пройдет еще несколько крупных велозаездов в Москве, Санкт-Петербурге и Суздале. С каждым годом участников заездов становится все больше, а значит у российского велоспорта есть все условия, чтобы сделать эту сферу настолько же популярной, как это было еще полвека назад.

Семён Крюков