кино

За что ругают ремейк «Русалочки» и насколько эта критика оправданна

Многих взбесила темнокожая Ариэль, гротескные персонажи, посыл и реализация. И если с первыми двумя пунктами можно спорить, то к качеству картины вопросы есть у всех
Walt Disney Studios/YouTube
Walt Disney Studios/YouTube

Нашумевший ремейк «Русалочки» от компании Disney за первые дни проката собрал более $185 млн. И это неплохой старт, учитывая, сколько споров с самого начала ходило вокруг картины. Критики отмечают, что у Роба Маршалла получилось сохранить дух классики, но на этом плюсы фильма, кажется, заканчиваются. Что не так с новой «Русалочкой» и почему последние работы студии Disney многим не нравятся? Грустим и разбираемся.

Цветной кастинг — это хорошо, но есть вопросы

Если в прошлом веке дискриминация среди темнокожих актеров была повсеместной, то сегодня кинематографисты используют обратный подход: colour-blind casting. Они не обращают внимания ни на этническую принадлежность, ни на цвет кожи артиста. Порой такая практика идет даже на пользу произведению («Бриджертоны» и «Великая»), но иногда олдскульные поклонники задаются вопросом — зачем в угоду веяниям переписывать историю или авторскую задумку?

Примерно это и произошло с «Русалочкой». После утверждения на роль Бейли в соцсетях удивились, почему каноничный персонаж датчанина Андерсена стал темнокожим. Какое-то время актрису обсуждали и даже хейтили, но при этом свою базу поклонниц «Русалочка» все-таки нашла. И это логично — до появления картины у темнокожих девочек толком не было сказочных принцесс, похожих на них. Кроме Тианы из «Принцессы и лягушки», разве что.

Кажется, что мюзикл имеет все шансы стать новой женской версией «Черной пантеры». Главный герой супергеройского кино, во многом благодаря BLM, обрел статус культового в глазах темнокожих тинейджеров. И именно здесь кроется претензия к авторам «Русалочки». Несмотря на социальную важность героини Бэйли, общую органичность и ее сильные вокальные данные, складывается ощущение, что выбор актрисы связан с желанием студии повторить успех «Пантеры» и укрепить имидж современной компании.

Другая проблема — качество и посыл картины

Игровой ремейк критикуют не только за Бейли, но и за других героев. Так, поклонники не поняли, как из веселой ярко-желтой анимационной рыбки Флаундера получилась его исхудавшая, грустная и чересчур реалистичная версия. Также многих смутил трэш-макияж Урсулы (Мелиссы Маккарти). По мнению зрителей, визажисты откровенно схалтурили и изуродовали актрису.

Но если абстрагироваться от деталей — хотя дьявол, как известно, кроется в них — то и с точки зрения посыла к «Русалочке» есть вопросы. Актриса Палома Фейт уверена — сюжет сказки стоило актуализировать. «Как мама девочек, я не хочу, чтобы мои дети думали, что это нормально — отказаться от своего голоса и способностей ради любви к мужчине», — возмутилась она. Правда, исполнительница роли Ариэль с этим не согласна. По словам Бейли, героиня покинула океан не из-за молодого человека: «Речь идет о себе, цели, свободе, жизни и о том, чего хочет девушка».

Что касается реализации, то большинство журналистов отмечает — картина сильно уступает мультипликационному предшественнику. В Vox назвали работу визуально «запутанной» и «эстетически непривлекательной», а Карла Майер из SF Chronicle и вовсе сравнила реалистичность отдельных сцен с видами искусственного аквариума. Тем не менее среди других проектов Disney «Русалочка» кажется далеко не худшим ремейком. Нужно отдать должное авторам, они сохранили дух классики, насколько это было возможно.

Disney становится только хуже

О том, что Роб Маршалл снял одну из лучших адаптаций диснеевских мультфильмов, говорят многие критики. Они также отмечают Холли Бейли, которой удалось пройти через волну ненависти и блестяще справиться с ролью. Но, увы, «Русалочка» вряд ли сможет сделать Disney «снова великим».

Конечно, мы не говорим про финансовую сторону вопроса: «Аладдин» и «Красавица и чудовище» собрали больше $1 млрд, а «Малефисента» к этой цифре приблизилась. Студия остается королем бокс-офиса — еще и с учетом владения коммерческой машиной Marvel.

Но если опустить сравнительно неплохие «Малефисенту» и «Дамбо», то можно увидеть весьма удручающую картину. С каждым годом к однотипным ремейкам добавляются неубедительные продолжения франшиз вроде «Пиратов Карибского моря» (вспомните пятую часть) и «Звездных войн», а также достаточно блеклые проекты («Излом времени», «Щелкунчик и четыре королевства»). Между тем, марвеловские кинокомиксы тоже перестали удивлять. А это весьма закономерно с их слабым сюжетом и сторителлингом.

Всегда можно вспомнить удачные примеры проектов вроде «Круэллы» или «Чип и Дейл спешат на помощь». Но все же это скорее исключения среди огромного количества проходных работ, сделанных как будто исключительно ради заработка. Сегодня состояние студии идеально иллюстрирует последняя часть «Индианы Джонса», где искусственно омоложенный (но все еще легендарный) Харрисон Форд пытается по старой памяти заставить нас «в самый последний раз» заплатить за билет в кино.

Никита Прунков