кино

Прощание с «Индианой Джонсом» и возвращение Джонни Деппа: что ждать от Канн-2023

В этом году на фестивале покажут эпичное кино Скорсезе, трогательную комедию Уэса Андерсона и сериал с The Weeknd
Mohammed Badra/EPA/ТАСС
Mohammed Badra/EPA/ТАСС

16 мая открывается Каннский фестиваль. Это одно из самых значимых кинособытий на уровне с «Оскаром». Многие считают, что в Каннах показывают сложное авторское кино «не для всех», но это не совсем так. Как в основной программе, так и вне конкурса встречаются популярные франшизы, проекты с известными именами и просто ленты с мировыми любимчиками. Как раз о таких фильмах этого года мы и расскажем.

Что нас ждет в этом году?

В основном конкурсе участвуют 19 фильмов и еще около 50 вне его. Среди известных режиссеров — Мартин Скорсезе, Уэс Андерсон, Аки Каурисмяки и Вим Вендерс.

В этом году президентом фестиваля впервые стала женщина — Айрис Кноблох, бывший руководитель WarnerMedia во Франции и Германии. Ранее фестиваль неоднократно обвиняли в том, что на нем представлены в основном режиссеры-мужчины. В этом году гендерных скандалов быть не должно: в программе — шесть работ женщин, и одна из них («Жанна Дюбарри») открывает кинофестиваль.

Председателем жюри станет шведский кинорежиссер и сценарист Рубен Эстлунд. Он дважды получал главный приз на фестивале — «Золотую пальмовую ветвь» — за «Квадрат» в 2017-м и «Треугольник печали» в 2022-м.

На какие фильмы стоит обратить внимание?

Из всего многообразия выбрать было непросто, но мы составили список из интересных картин: здесь и именитые режиссеры, и хайповые имена, и завершение культовой франшизы.

«Кумир» с The Weeknd

Певец впервые попробовал себя в роли актера, а компанию ему составила актриса и модель Лили-Роуз Депп. Строго говоря, это не фильм, а сериал — его премьеру планировали еще на ноябрь 2022 года, но из-за разногласий внутри съемочной группы показ отложили. В итоге первые две или три серии впервые покажут на внеконкурсной программе в Каннах.

Проект рассказывает о молодой поп-звезде и ее любовнике, которые вместе создают религиозный культ. Автором идеи и исполнительным продюсером стал The Weeknd (он же и сыграл главную роль). Съемочный процесс не обошелся без скандалов: певец решил, что его герой мало раскрывается на экране, и поссорился с режиссером Эми Сайметц. В итоге она покинула проект, и ее место занял Сэм Левинсон, который полностью переснял шоу.

В Rolling Stone писали, что с приходом нового режиссера сериал стал похож на «унизительную и бессодержательную историю любви» с обилием откровенных сцен и насилия. Что ж, скоро увидим, получится ли у «Кумира» повторить успех «Эйфории». Но трейлер у проекта точно получился вызывающим, поэтому прикладывать его мы, пожалуй, не будем.

Возвращение Джонни Деппа

Фильм «Жанна Дюбарри» (или «Фаворитка») от режиссера Майвенн Ле Беско покажут вне конкурсной программы. Лента рассказывает об отношениях молодой женщины из рабочего класса с королем Людовиком XV: девушка становится его фавориткой и постепенно приобретает сильное влияние.

Последний фильм с Джонни Деппом вышел в 2020 году — это была драма «Великий» от режиссера Эндрю Левитаса. Во время долгих судебных разбирательств Деппа со своей экс-супругой Эмбер Херд (она обвинила мужа в домашнем насилии) с актером отказались работать практически все студии и фактически «отменили» его. Посмотрим, насколько успешным окажется его возвращение.

Масштабное (во всех смыслах) кино от Мартина Скорсезе

Фильм Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны» снят по книге Дэвида Гранна и рассказывает об убийствах коренных американцев в 1920-х в Оклахоме. В главных ролях появятся Леонардо ДиКаприо и Роберт де Ниро. Фильм выйдет на стриминг-сервисе Apple, вложения в проект составили порядка $200 млн. Кино покажут вне конкурса.

Проект может поставить рекорд по длительности среди лент режиссера. Скорсезе просили сократить хронометраж до трех часов, чтобы сделать его более смотрибельным для онлайн-платформ, но он остался непреклонен. Ходят слухи, что на Каннах покажут версию длиной в 4 часа 16 минут. ДиКаприо уже обмолвился, что кино получилось гениальным. Что ж, проверим!

Последний «Индиана Джонс»

Вне конкурсной программы покажут заключительную часть франшизы про «Индиану Джонса» от режиссера Джеймса Мэнголда с Харрисоном Фордом в главной роли. Фильм «Индиана Джонс и Колесо судьбы» расскажет о космической гонке между США и СССР. Главному герою придется остановить злодея, который собирается использовать реликвии Германии времен Второй мировой.

80-летний Форд сам исполнил все трюки и повредил плечо. Но актер к этому относится легко — по его словам, он перестал считать травмы за время съемок франшизы. А что касается фильма — вряд ли от него стоит ожидать чего-то серьезного. Но приступ ностальгии гарантирован!

Новый Уэс Андерсон

Любимец всех — от кинокритиков до простых зрителей — покажет свой новый фильм «Город астероидов» и поборется за главный приз — «Золотую пальмовую ветвь». Кино расскажет о вымышленном городке на границе с кратером, в котором тысячу лет назад рухнул астероид. В центре сюжета — ежегодный съезд юных астрономов. В картине появятся любимчики режиссера: Скарлетт Йоханссон, Тильда Суинтон, Эдвард Нортон и Эдриан Броуди.

Для съемок в испанском городке Чинчон построили масштабные декорации — железнодорожную станцию и здания в вестерн-стиле. Судя по-всему, Андерсон остался себе верен: в картине нас ждут «кукольные» домики, взрослые, которые выглядят как дети, симметрия и яркие цвета.

еще по теме
Визуальный язык, от которого мы устали: несколько причин любить (и не любить) фильмы Уэса Андерсона

А российские фильмы будут на Каннах?

В этом году в основной программе конкурса нет кино из России, но россияне в фестивале все-таки поучаствуют. В рамках «Двухнедельника режиссеров» Илья Поволоцкий представит роуд-муви «Благодать». В программу La Cinef попал чешский мультик «Электра», который срежиссировала россиянка Дарья Кащеева. А в продюсерском составе фильма «Жанна Дюбарри» числятся сразу три россиянина: Светлана Мигунова-Дали, Сергей Ильевский и Константин Елкин.

В целом, отечественное кино в Каннах не редкость — за все время проведения фестиваля награды получили около 40 советских и российских фильмов. Ленты выигрывали и Гран-при, и призы за режиссуру, сценарий и актерский ансамбль. Вспомним пять ярких примеров.

  • Фильм «Летят журавли» (1957) Михаила Калатозова получил главный приз — «Золотую пальмовую ветвь». Картина по-настоящему повлияла на советский кинематограф и стала прорывом благодаря человечному взгляду на войну, новаторскому подходу к монтажу и операторской работе. Кино вдохновило целое поколение режиссеров, как отечественных, так и зарубежных: от Сергея Соловьева и Глеба Панфилова до Клода Лелуша и Фрэнсиса Форда Копполы.

  • В 1972 году Андрей Тарковский получил Гран-при Канн за «Солярис». Однако в историю вошла не только лента, но и скандал вокруг нее. Автор оригинальной книги Станислав Лем был разочарован экранизацией и даже обозвал Тарковского дураком, который ненавидит и презирает космос.

  • Еще одна отечественная лента — «Сибириада» (1979) Андрея Кончаловского — тоже получила Гран-при и тоже вызвала скандал. Французская писательница Франсуаза Саган влюбилась в кино и угрожала выйти из членов жюри, если Кончаловскому не дадут «Золотую пальмовую ветвь» наравне с «Апокалипсисом сегодня» американца Фрэнсиса Форда Копполы.

    Но в итоге главный приз с Копполой разделил «Жестяной барабан» Фолькера Шлендорфа. Позже Кончаловский в мемуарах писал, что несмотря на угрозы Саган, жюри не пошло у нее на поводу. По словам режиссера, это произошло из-за решения не делить приз «между двумя супердержавами».

  • В 1994 году фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» до последнего считался негласным фаворитом на кинофестивале, однако «Золотую пальмовую ветвь» взял Квентин Тарантино с «Криминальным чтивом». Михалкову дали «утешительный» приз — Гран-при жюри. В любом другом случае это считалось бы практически победой, но из-за высоких ожиданий Михалков воспринял это как провал.

  • Еще одна достойная, но, возможно, менее известная широкой публике картина, — «Молох» (1999) Александра Сокурова (кино получило приз за лучший сценарий). Сюжет рассказывает об одном дне Адольфа Гитлера и Евы Браун в Альпах. Тиран показан слабым человеком с бесконечными комплексами, нытьем и проблемами со здоровьем. Фильм окончательно закрепил статус Сокурова как общеевропейского режиссера.

Каннский кинофестиваль — это отличный повод одновременно расширить кругозор авторскими фильмами и не пропустить громкие проекты. Не стоит забывать и о яростных дискуссиях: на фестивале регулярно обсуждают политику, спорят, кому достанется главный приз, или делают неоднозначные заявления. Так что и в этом году советуем следить за фестивалем и отмечать для себя отличные новые фильмы.

Мария Измайлова