В России выходит «Переводчик» Гая Ричи. Западное кино возвращается?
Несмотря на санкции со стороны западных киностудий, в последние месяцы отечественный кинопрокат стали все чаще пополнять зарубежные картины. В январе состоялась премьера «Операции “Фортуна”: Искусство побеждать», в марте вышел четвертый «Джон Уик», а 1 июня на экранах вновь появится проект Гая Ричи «Переводчик». Значит ли это, что бойкот подходит к концу, а западный кинематограф готов вернуться в Россию? Разбираемся.
«Джон Уик» и «Переводчик» добрались до России. Но это пока ничего не значит
Американские мейджоры и отечественные кинопрокатчики долгие годы приносили друг другу стабильный доход, однако в марте 2022-го (после начала СВО) Россию покинула большая пятерка дистрибьюторов — Universal, Disney, Warner Bros., Sony и Paramount. Сразу после этого почти 40% зрителей стали реже посещать кинотеатры, а российский бокс-офис упал в 2,7 раз.
На удивление многих зрителей в марте 2023-го на большие экраны вышел неонуарный боевик с Киану Ривзом «Джон Уик». По словам председателя американской студии Lionsgate, на решение показать картину в России повлияли ранние договоренности, которые западные кинематографисты не могли проигнорировать.
Кинокритик Роман Григорьев уверен, что других причин у студии быть и не могло: «В глобальном смысле большие студии не имеют право показывать фильмы — они закрыли все офисы. Сейчас мы говорим о картинах [«Уик» и «Переводчик»], показы которых были запланированы заранее», — отметил он в беседе с «Постньюс». По мнению Григорьева, по такой схеме мы сможем увидеть еще несколько проектов, но не более.
Механика проката голливудского кино в России сегодня простая. Крупные студии не хотят рисковать и поэтому не поставляют к нам контент, а малые дистрибьюторы продолжают сотрудничество по собственному желанию. Что касается больших компаний вроде Lionsgate — это всего лишь выполнение давних соглашений.
Уход студий — это удар не только по России
Несмотря на колоссальные убытки российских кинотеатров, приостановку работы некоторых из них и заметную потерю зрителей, голливудские студии тоже столкнулись с определенными сложностями. По словам президента сети кинотеатров «КАРО» Ольги Зиняковой, Россия была и остается «кинорынком №1 в Европе», а по итогам 2021-го — «№4 во всем мире».
Именно поэтому выбор прокатчика уйти и забрать контент несет за собой обоюдные убытки: «Вопрос не только в чистой выручке, но и в рабочих местах, поддержке местных студий и других аспектах». И хоть фильмы мейджоров остаются недоступными для проката, другие западные новинки «КАРО» по-прежнему показывает.
Байки о том, что в кинотеатрах нечего смотреть — беспочвенны. Пора уже избавиться от этих тезисов. Порядка 60% в нише занимает российское кино, но около 40% приходится на зарубежное — это в том числе новинки США, Европы и Азии.
一 Ольга Зинякова, президент сети кинотеатров «КАРО»Роман Григорьев также соглашается, что Россия существенно влияла на бокс-офис голливудского кино. Тот же «Джокер» Тодда Филлипса собрал в мире $1,07 млрд, а в России $31,5 млн. Если вынести за скобки доход Warner Bros. Pictures в пределах США ($738,8 млн), получается, что наши кинотеатры принесли компании почти одну десятую зарубежной кассы. «И это с учетом того, что в России не идеально развита прокатная сеть и кинотеатры есть не во всех городах», — подчеркнул критик.
Стоит ли ждать возвращения студий в ближайшее время
Сегодня можно с уверенностью сказать, что санкции невыгодны ни студиям, ни российским кинотеатрам. Но изменений ждать не приходится. Вне зависимости от кассовых сборов картины Ричи (или любой другой), дистрибьюторы покинули Россию и закрыли свои офисы. По мнению Григорьева, пока о возвращении речи идти не может.
Ситуация сдвинется с мертвого места после завершения конфликта между Россией и Украиной. И даже после окончания СВО какое-то время уйдет на восстановление связей и инфраструктуры.
一 Роман Григорьев, кинокритикПохожего мнения придерживается и Зинякова: «Любые прогнозы сейчас абсолютно абстрактны. А мы занимаемся делом и поддерживаем кинобизнес уже сегодня, работая в предложенных условиях. Отказаться от проката мейджорских фильмов выбрали не мы, а сами компании. Если они захотят открыть доступ к контенту — мы включим его в репертуар при условии, что он будет востребован зрителем».
Президент «КАРО» считает, что «каждый месяц отсутствия контента равен забвению» — зритель просто отвыкает от него, а культура просмотра перенастраивается. «В данную минуту у отрасли есть рабочая задача — выстраивать кинопрокат в независимой модели, чтобы он больше не опирался на внешние рынки. Успехи больших отечественных проектов показывают, что мы в этом преуспеваем».