кино

Визуальный язык, от которого мы устали: несколько причин любить (и не любить) фильмы Уэса Андерсона

Бесконечная симметрия и буйство цветов работают, когда вы смотрели картины автора лишь несколько раз. В какой-то момент от режиссера устают даже самые преданные поклонники
Mickael Chavet/Zuma/TASS
Mickael Chavet/Zuma/TASS

16 июня на большие экраны выйдет новый фильм одного из самых эстетичных режиссеров современности Уэса Андерсона — «Город астероидов». Несмотря на то, что картины режиссера не могут сравниться по кассовым сборам с современными блокбастерами, для киноманов (и не только) релиз Андерсона станет одним из главных событий года в индустрии. И все же, за что так сильно любят автора и существуют ли веские причины для критики его работ? Разбираемся буквально в девяти абзацах.

Любим за эстетику, детали и актеров

Если вы видели хотя бы один фильм Андерсона, вам наверняка запомнился визуальный язык режиссера. Излюбленные приемы Уэса — нежные пастельные оттенки, знакомые шрифты, продуманные костюмы, сложные декорации и симметрия. Симметричная техника может вызывать ощущение театральности, из-за чего другие авторы используют ее только в крайних случаях. Однако для Андерсона это ключевой инструмент в построении своего киномира.

Благодаря перфекционизму и пленочной съемке Уэс Андерсон создает удивительный сеттинг со своими особенностями: в зачастую центрированных мизансценах мы видим отличительные интерьерные элементы и цвета. Как эталонный пример — «Отель “Гранд Будапешт”». В нем розовый и красный сменяются тусклыми серым и голубым, когда месье Густав сталкивается с неприятностями. Таким образом, цвет отражает эмоциональное настроение персонажей.

Помимо симметрии и детализированных декораций, Уэс использует излюбленную параллельную съемку, эффекты замедления, крупные верхние и длинные планы — последние позволяют следить за героями, как в театральной постановке. Кроме этих фишек из одного фильма Андерсона в другой кочуют музыка 60-70-х годов и любимые актеры режиссера — Джейсон Шварцман, Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Эдриан Броуди, Эдвард Нортон и др. Каждый из них — такая же неотъемлемая часть проекта, как и технические решения автора.

Многообразие деталей и буйство цветов дополняются схожими характерами героев. В лентах Андерсона взрослые часто выглядят карикатурно и нелепо, в то время как дети, напротив, кажутся более логичными и осознанными. Работы режиссера часто относят к кэмпу — направлению неклассической эстетики, которому свойственны излишняя изобразительность и гротескность. Порой такой стиль вызывает не только визуальное восхищение, но и ряд замечаний.

Критикуем за шаблонность, сюжеты и вновь эстетику

Прежде всего, Андерсона критикуют за самоповторы. Несмотря на то, что действие его картин нередко разворачивается в кардинально разных вселенных (например, «Королевство полной луны» и «Остров собак»), автор пренебрегает экспериментами и постоянно использует излюбленные финты, о которых мы говорили в прошлых пяти абзацах. И если Квентин Тарантино лишь временами ссылается на самого себя, то хипстерская эстетика Андерсона уже несколько десятков лет не претерпевает изменений.

еще по теме
От «Ле Биг Мака» до песни Мадонны: почему диалоги Тарантино — великие

Скрупулезность и чрезмерная любовь к так называемой кукольности (как в фильмах, так и в анимации) уже сыграли с Уэсом Андерсоном злую шутку и превратили одну из его работ в бесконечный цветной аттракцион с ностальгической музыкой. Так произошло с «Французским вестником», где перегруженность в деталях сказалась на сюжете проекта. Да, яркая новелльная картина получила высокие оценки, но некоторые критики отметили скучное повествование и поверхностность сюжета.

Не меньше экспертов волнуют и герои Андерсона. В эссе «Почему я ненавижу Уэса Андерсона» кинокритик Кватойя Мэрри пишет, что персонажи его фильмов чересчур «монотонные и вялые», а их действия лишены какой-либо страсти и эмоций. «Фильмы Андерсона создают ложный мир, где проблемы существуют только как средство сюжетных устройств. “Хороший” фильм делает не так — он привлекает вас и заставляет поверить, что история, которую вы смотрите, произошла на самом деле», — заключила Мэрри.

Так или иначе Уэс Андерсон — самобытный режиссер, сценарист и продюсер, обладающий неповторимым авторским стилем. Дать однозначную оценку его картинам практически невозможно. Одни видят его миры вычурными, а героев безэмоциональными, в то время как другие уверены, что за многослойным стилем скрываются глубокие истории и тонкие персонажи.

Автор изобрел неповторимый стиль и посредством комедии не раз поднимал темы меланхолии и разочарования. Его художественный язык не похож на других, но разве это делает его хуже? Да и однообразие не всегда признак стагнации. Хотя в этом вы наверняка разберетесь сами. Тем более, что скоро выйдет «Город астероидов».

Никита Прунков