Не только «Сталкер»: достойное кино по книгам Стругацких
15 апреля 1933 года родился классик советской фантастики Борис Стругацкий. Вместе с братом он написал несколько десятков произведений, ставших образцом жанра. Их работы были такими популярными, что в честь братьев в 1977 году даже назвали астероид — Стругацкия.
Многие книги писателей были экранизированы, а некоторые фильмы вышли настолько удачными, что стали рассматриваться уже в отрыве от оригинальных работ. В юбилей Бориса Стругацкого мы разберем, как менялись идеи писателей, а заодно посоветуем хорошие фильмы по книгам.
От оптимизма до критики прогресса
Писательская карьера Аркадия и Бориса Стругацких была длинной — с 1960-х по 1990-е. За это время их творчество сильно трансформировалось: от массовой и молодежной фантастики до социальной, сатирической, а иногда даже и философской прозы.
Свои первые работы Стругацкие писали, как и все шестидесятники, с оптимизмом, влюбленностью в космос и верой в технический и социальный прогресс. Повесть «Страна багровых туч» — классическая фантастика для 50-х годов, где герои по заветам марксизма-ленинизма ставят свои интересы ниже коллективных и стремятся к общему счастью.
Уже в романе «Трудно быть богом» (он вышел в 1964 году) Стругацкие отказываются от оптимистического взгляда на настоящее и будущее. Позже сами писатели говорили, что книга стала ответом на выступление Никиты Хрущева на встрече с интеллигенцией. Стругацкие восприняли критику искусства как возвращение к сталинизму и диктатуре. В «Трудно быть богом» уже нет места светло-утопическому миру: по сюжету земляне оказываются на некой планете, где идет эпоха Средневековья, люди пытаются ускорить развитие общества, используя современные технологии. В глазах местных жителей люди сопоставимы с богами. Вопрос в книге поднимается простой: а точно ли прогресс способен принести счастье?
Позже в своем творчестве Стругацкие продолжили препарировать тему тоталитаризма и развивать идеи Просвещения. Один из героев романа «Хищные вещи века» покупает книги о фашизме, а его спрашивают: «Зачем вам эти книги? Вы что, фашист?». Этот диалог раскрывает суть романа, в котором мещане, не интересуясь духовным развитием, опускаются до животного существования. С такими людьми можно делать что угодно.
Стругацкие позже разочаровались в прогрессе: он начинает граничить с насилием и навязыванием своих идей (пускай и во благо) другим людям. В одном так и не написанном романе речь идет о некой планете, где есть три круга — в одном живут отбросы общества по своим законам, во втором — обычные люди, в третьем — высоконравственные жители. Такое карикатурное противопоставление показывает, что не каждому обществу нужно жить по законам другого.
Какие экранизации смотреть
Первый сценарий по своей же книге «Страна багровых туч» Стругацкие написали в 1959 году, но фильм так и не сняли из-за бесконечных правок цензоров. Позже были экранизированы несколько десятков книг. Мы расскажем о пяти хороших фильмах — от детектива до артхауса.
«Отель "У погибшего альпиниста"», 1979
Фильм снял Григорий Кроманов по сценарию Стругацких. По сюжету инспектор полиции (Улдис Пуцитис) приезжает в отель по срочному вызову, но не обнаруживает ничего подозрительного. Неожиданно отель накрывает снежная лавина, после которой обнаруживается труп одного из постояльцев — подозрение падает на каждого.
Режиссеру удалось создать пугающую и загадочную атмосферу, где каждый персонаж выглядит полусумасшедшим и подозрительным. Фильм получил приз «Серебряный астероид» на Международном кинофестивале фантастического кино в Италии.
«Сталкер», 1979
Это самая известная экранизация Стругацких. Андрей Тарковский разработал сценарий в соавторстве с писателями. Сюжет известен всем: Проводник (Александр Кайдановский) ведет Писателя (Анатолий Солоницын) и Профессора (Николай Гринько) в загадочную Зону, где есть комната, исполняющая желания.
Философский шедевр Тарковского размышляет об одиночестве, счастье и месте человека в этом мире. Кино не дает никаких ответов, а только задает вопросы. Один из обязательных фильмов для просмотра (главное, перетерпеть первую сцену — многим она может показаться затянутой). Кино получило приз на внеконкурсной программе в Каннах в 1980 году.
«Письма мертвого человека», 1986
Фильм от режиссера Константина Лопушанского, в главной роли — Ролан Быков. Главный герой — ученый Ларсен — пытается понять причины апокалипсиса: на американской военной базе произошел ядерный взрыв и большая часть населения Земли погибла. Ларсен также хочет найти точку для духовной опоры и снова начать жить.
Выход картины совпал с аварией на Чернобыльской АЭС и вызвал широкий резонанс. А финальная сцена с детьми, идущими по заснеженной пустоши под лозунгом «идите, пока хватит сил», стала попыткой поверить в светлое будущее в период окончания холодной войны. Кино взяло Гран-при фестивалей в Варне и Мангейме.
«Дни затмения», 1988
Кино Александра Сокурова рассказывает о педиатре Малянове (Алексей Ананишнов) в захолустном туркменском городке. Малянов — видный красавец, его внешность ярко контрастирует с антуражем: нищета, перекошенные лица, грязь. Герой пытается разобраться в мире, в котором конец света как будто бы уже наступил.
Сюжет фильма далеко отошел от оригинальной книги Стругацких «За миллиард лет до конца света», но придерживается оригинальной мысли: как выжить творческому человеку в тоталитарной административной системе. Фильм получил спецприз на Берлинском кинофестивале.
«Трудно быть богом», 2013
Алексей Герман-старший снимал фильм 14 лет и не дожил до премьеры. В итоге картину завершал уже его сын. По сюжету на глухой планете, погруженной в Средние века, тайно работают земляне — у нас технический прогресс уже шагнул далеко вперед. С помощью технологий они пытаются «подправлять» ход истории.
Фильм больше походит на картину «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха — режиссер на протяжении трех часов препарирует человеческую мерзость. Мировая премьера фильма прошла в 2013 году на Римском кинофестивале, там Герману посмертно присудили премию «Золотая Капитолийская волчица» за вклад в киноискусство.
Большинство экранизаций сюжетно отходили от оригинальных книг Стругацких, но писатели были не против, они считали, что в кино режиссер — хозяин. Поэтому фильмы и получались необычными экспериментами в разных жанрах, превращаясь в философские высказывания на вечные темы.