кино

Первый космический: каким получился фильм «Вызов» и стоило ли отправлять съемочную группу на МКС

Любителям сложносочиненного авторского кино «Вызов» может «не зайти». В остальном это крепкий и зрелищный проект с большим количеством плюсов, нежели минусов
Валерий Шарифулин/ТАСС
Валерий Шарифулин/ТАСС

20 апреля состоится премьера фильма Клима Шипенко «Вызов». Художественная картина о том, как торакальный хирург за месяц готовится к космическому полету, стала первой в истории кинематографа, снятой в космосе. Мы сходили на предпоказ долгожданного и очень дорогого проекта, чтобы рассказать вам, каким он получился и насколько оправданы усилия авторов.

О чем сам фильм

По сюжету космонавт Олег Иванов получает травму грудной полости во время выхода в открытый космос. Вернуться на Землю не представляется возможным — его организм не выдержит перегрузок. Чтобы спасти мужчину, врачи решают отправить на МКС девушку-хирурга Женю Беляеву (Юлия Пересильд).

Беляева специализируется на кардиологических операциях, но у нее нет космического опыта. Женщина проходит ускоренную подготовку и отправляется в космос, где ей предстоит провести сложную операцию в условиях невесомости. Отягощают обстоятельства и личные проблемы Жени — из-за работы у нее совсем нет времени на воспитание дочери.

Для чего актеров отправили в космос

Авторы начали работу над фильмом в 2021 году. Одной из причин путешествия режиссера Клима Шипенко и актрисы Юлии Пересильд вместе с тремя космонавтами на МКС называют желание создать максимально реалистичную картину. В компании профессионалов Шипенко и Пересильд провели двенадцать суток и отсняли порядка 30 часов материала. Остальные сцены снимали в специальном павильоне и на территории крупнейшего в мире космодрома Байконур.

«Вызов» стал первой лентой в истории кинематографа, снятой в 400 километрах от Земли. По словам генерального директора «Первого канала» Константина Эрнста, еще одна мотивация проекта — «подтвердить лидерство России в космической сфере» и «вернуть в глазах молодого поколения престиж профессии космонавта».

Похожего мнения придерживается и космонавт-испытатель Олег Артемьев. Он уверен, что «этот полет — самая выгодная и нужная инвестиция» в будущее российской космонавтики» и России стоит последовать примеру Илона Маска, всячески вкладываясь в развитие собственной структуры.

Кроме того, негласным эпиграфом фильма стала фраза «Хьюстон, у нас нет проблем» — ироничная поддевка отсылает к американской картине «Аполлон-13». Относиться к словам можно как угодно, но в смысле первенства Шипенко действительно обошел американских коллег — в частности, Тома Круза, который собирался слетать на станцию для съемки своего проекта еще в 2020-м. Правда теперь у Круза есть другая цель — стать первым гражданским лицом, совершившим выход в открытый космос за пределы МКС.

Насколько это вообще оправдано

Космическая драма совместного производства Первого канала, Главкосмоса, госкорпорации «Роскосмос», студии Yellow, Black and White, онлайн-кинотеатра START снималась при поддержке Фонда кино и обошлась им в 1,155 млрд руб (примерно $15 млн). Конечно, не «Аватар» Кэмерона за $250 млн, но тоже очень прилично. Впрочем, Шипенко умеет снимать кассовые проекты, поэтому партнеры вряд ли переживают.

Также на бокс-офис может повлиять уникальность проекта и повышенное (и зачастую положительное) внимание со стороны российских и не только СМИ. О качестве фильма и съемке на МКС еще два года назад говорил экс-глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин — по его мнению, все вышло «просто великолепно». В то же время политик заявлял, что картина наверняка будет иметь коммерческий успех, а расходы госкорпорации частично покроют космические туристы. Это, конечно, не точно, но вдруг…

В Сети полагают, что фильм «Вызов» сформирует новый тренд в киноиндустрии: появятся новые технологические решения и, соответственно, ленты. Звучит интересно, но пока не совсем ясно — кому это нужно, кроме Тома Круза. История кино показывает, что лучшие ленты о космосе были сняты на Земле. Как примеры — культовый «Солярис» Тарковского или более современный «Звездный путь».

В Сети также есть мнение, что в сухом остатке зрители получают лишь исторический прецедент, который рискует остаться редким экспериментом. По мнению некоторых пользователей, с учетом актуальных возможностей современной CGI-графики, крупные режиссеры вряд ли будут прибегать к такой методике.

Стоит ли сходить на «Вызов»

Сюжет еще до официального релиза вызывал вопросы. Герой России, космонавт и врач Олег Котов отмечал нереалистичность некоторых сценарных решений — по его словам, с учетом развития космической медицины на борту просто не может возникнуть подобная ситуация. Однако стоит сказать, что это художественная и в хорошем смысле патриотичная картина, поэтому профессиональные замечания уместны, но не первостепенны.

«Вызов» — это крепкое коммерческое кино, которое имело все шансы стать обычным киноаттракционом, но благодаря стараниям Шипенко и команды избежало этой участи. Блокбастер, местами напоминающий процедурал, выполняет две важных задачи — выглядит крайне продуманно и реалистично и при этом не кажется скучным. За первое отвечал лично Клим Шипенко, выступавший в роли оператора в невесомости. За второе — уместная ирония и юмор, которые не дают зрителям потонуть в атмосфере безысходности. За это отдельный плюс в карму авторов.

Порой фильму не хватает полутонов: большинство персонажей кажутся нарочито честными и справедливыми. Исключением становится лишь коллега героя Машкова — он произносит фразу: «Смерть при спуске — это несчастный случай, а смерть на станции — прокуратура». В остальном все однозначно позитивные. Например, Владислав (Милош Бикович) — он выглядит как сын сербской маминой подруги. У него получается буквально все: от испытаний в центрифуге до судьбоносной sms-ки, которая буквально решает исход почти трехчасового фильма.

Справедливости ради, это не делает ленту хуже, потому что внимание зрителя сосредоточено на героине Юлии Пересильд. Хирург Женя, в свою очередь, представляет очень современный феминистичный образ — девушка пережила трагедию в семье, у ее дочери трудности в школе, а у матери (Елена Валюшкина) проблемы с сердцем. В испытаниях Женя оказывается не хуже коллег-мужчин, а в хирургии не менее профессиональной чем «супергерой Бикович». Как вы уже догадались, в космосе врач тоже проявит себя как героический и профессиональный персонаж.

По итогу мы имеем яркое и нетривиальное кино с простым и понятным сюжетом, мотивированными героями и, главное, правильным посылом — человеческая жизнь превыше всего. Даже ограничений консервативного начальства. С технической точки зрения картина тоже не подводит и выглядит не просто детализировано, но и зрелищно — взлет ракеты и космические кадры завораживают не меньше, чем Юлия Пересильд, сыгравшая не самую простую роль в невесомости.

Ну а стоило ли ради этого отправлять актрису и режиссера в космос, покажут время и кассовые сборы.

Никита Прунков