культура

От Великой депрессии до наших дней: почему Супермен — идеальный культурно-политический инструмент

Во время Второй мировой Кларк Кент вселял уверенность в солдат. А после трагедии 9/11 вместе с другими супергероями поддерживал простых американцев
Daniel Álvasd/Unsplash
Daniel Álvasd/Unsplash

85 лет назад вышел первый номер американского журнала Action Comics. В нем появился главный герой в истории жанра — Супермен. Спустя год после публикации началась Вторая мировая война. Тогда мистер Кент наряду с другими персонажами стал частью патриотической пропаганды — на страницах комиксов он активно боролся с диктатурой и устранял нацистов. По случаю юбилея спасителя Земли и защитника людей мы решили разобраться, как Супермен стал политическим инструментом и повлиял на американцев.

Идеальная ролевая модель

В июне 1938 года вышла первая серия комиксов с Суперменом. Автор истории Джерри Сигел и иллюстратор Джо Шустер рассказали про человека, который прилетел на Землю, спас женщину от электрического стула, разобрался с домашним насильником и даже успел сходить на свидание. В тот момент индустрия не была сильно развита, однако с приходом самых страшных событий прошлого века начался ее настоящий расцвет.

Тогда же в США заканчивалась Великая депрессия. Авторы комиксов отражали свои левые взгляды в рассказах про Супермена — их герой представлял собой активиста, который вмешивался в бытовые проблемы людей и боролся с нечестными политиками. Сигел и Шустер, будучи детьми евреев-эмигрантов, вложили в образ Кента схожие с собой черты. Супермен был переселенцем, выросшим на ферме и добившимся работы репортером в газете Daily Planet. Ко всему этому он стал воплощением правды, справедливости и безвозмездной доброты — ну просто идеальный образец для американцев.

В непростое для мира и, в частности, жителей США время комиксы про Супермена были «формой побега» от окружающих бед. В кризис Кент боролся с коррупцией и несправедливостью, а с началом войны стал олицетворением патриотических идей. На этот же период пришлось появление и других популярных супергероев: Бэтмена, капитана Америки, Чудо-женщины, Капитана Марвела и др.

Как Вторая мировая укрепила образ супергероя

К 1941 году американские комиксы кишели пропагандистскими зарисовками. Капитан Америка вырубал Гитлера буквально с кулака, Капитан Марвел наказывал злодеев ремнем, а Бэтмен и Робин бросались на врагов с пулеметом. Катализатором ненависти стало нападение со стороны японцев на Перл-Харбор. В ходе военной пропаганды американские власти использовали комиксы, чтобы размещать на них рекламу облигаций. Вырученные деньги уходили на усиление американских военных.

Противники в рассказах про Супермена и компанию зачастую выглядели карикатурно и даже мерзко. Больше всего авторы демонизировали японцев и в чуть меньшей степени немцев. Издатели ежемесячно продавали по 1 млн копий только про Супермена и Капитана Америку. Персонажи вроде Кларка Кента вселяли уверенность и храбрость как в обычных людей, так и солдат — управление военной информацией поставляло иллюстрированные рассказы на фронт.

Супермен перехватывал японские истребители и превращал нацистские пушки в груду металла. Примечательно, что сам герой при этом на войне не был — как правило, он противостоял двойникам Гитлера из выдуманных стран типа Дукалии. Тем не менее комиксы про Кента заметно влияли на эмоциональное состояние военнослужащих: многие из них боролись с неграмотностью, читая простые комиксы. Восхищаясь супергероем, солдаты называли танки, джипы и самолеты в его честь.

А что было после войны?

Супермен был самым популярным комиксом во время Второй мировой. А в 1944 году авторы случайно предугадали главный секрет Америки. В сюжете одного из номеров обсуждалась некая атомная бомба, но ФБР запретила его выпуск. По мнению бюро, это совпадение могло привлечь внимание к реальной разработке бомбы и Манхэттенскому проекту.

В послевоенное время Супермен остался благородным героем, помогающим обычным людям, а в современности его образ начал носить просветительский характер. В начале 1990-х DC Comics и ЮНИСЕФ использовали героя в рамках программы, рассказывающей об опасности наземных мин на территории бывшей Югославии. Из-за конфликтов там находилось от 4 до 6 млн неразорвавшихся мин, что подвергало местных жителей огромной опасности.

Позднее, 11 сентября 2001 года, в Нью-Йорке произошел крупнейший в мировой истории теракт, унесший жизни почти 3 тыс. людей. Тогда супергероика (не только комиксы, но и фильмы) вернулась в американскую массовую культуру. Травмированное общество жаждало вновь увидеть всемогущих людей, как в эпоху 40-х. Супергерои пережили ренессанс, а кинематографисты принялись переписывать события того дня — точнее, давать им альтернативный ход.

В «Возвращении Супермена» 2006 года Кент спас мужчину, который падал с высотного здания. Эта сцена воссоздала известный кадр с человеком, выпрыгнувшим из горящего здания 11 сентября. А в «Бэтмене против Супермена» авторы показали разрушение Метрополиса — к чему эта отсылка, тоже предельно ясно.

По сей день Супермен и другие герои выступают в роли важного культурно-политического инструмента. Они дают надежду и уверенность обычным людям, правда, продвигая при этом политические взгляды авторов и местами слепой патриотизм.

Никита Прунков