общество

Роскошь, хай-тек и репрессии: четыре безумных мегаломанских проекта с Ближнего Востока

В нашу подборку попали горнолыжный курорт в пустыне, футуристический город из стекла и крипто-Ваканда
www.neom.com
www.neom.com

Пять лет назад состоялась инаугурация президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси, избранного тогда на второй срок. Многим этот политический деятель стал известен благодаря идее переноса столицы из Каира, ради чего ас-Сиси построил целый город посреди пустыни. И это далеко не самый безумный урбанистический проект на Ближнем Востоке. Местные богачи тратят миллиарды долларов на колоссальные футуристические (но, возможно, бессмысленные) сооружения. Ради этого они пренебрегают нуждами своих граждан и даже устраивают репрессии. Рассказываем о новой столице Египта и еще четырех мегаломанских проектах Ближнего Востока.

Километровый обелиск в пустыне

Новую столицу Египта начали строить в 2015 году. По задумке, в 50 километрах от нынешней столицы Каира возникнет крупный город, в который переедет весь местный истеблишмент. В «Новой административной столице» будет целый квартал, где расположатся министерства, парламент, сенат и роскошный президентский дворец. Минобороны планируется разместить в восьмиугольной постройке под названием Октагон.

Помимо этого, в городе будут и гражданские объекты: университеты, стадион на 90 тыс. человек, офисные небоскребы. Одной из таких построек должен стать Обелиск — колоссальный небоскреб высотой в 1 км. Если его удастся создать, он станет самым высоким зданием в мире. По разным оценкам, постройка новой столицы обойдется Египту в $40-50 млрд — это всего в пять раз меньше, чем весь ВВП страны.

EPA/ТАСС
EPA/ТАСС

Власти Египта утверждают, что создают новую столицу для борьбы с перенаселением Каира. Город остается одним самых густонаселенных в мире. Однако новая столица вряд ли решит проблему. Дело в том, что большинство населения Каира — малообеспеченные люди, которые не могут позволить себе дорогое жилье. Тем временем жилые дома в новой столице будут по карману представителям среднего и зажиточного классов. Обозреватели считают, что на самом деле нынешний президент просто хочет уберечь себя от народного гнева. Именно поэтому он перевозит органы власти подальше от густонаселенной столицы. Если массовые протесты в Каире снова начнутся, недовольным будет гораздо сложнее добраться до президента и парламента, и подавить волнения будет легче.

Стеклянный город будущего на крови

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад бин Салман задумал построить посреди пустыни футуристический город из стекла. Проект носит название «Линия», и это не случайно. Город будет выглядеть как гигантский небоскреб в 170 км в длину и 500 метров в высоту. По задумке он расположится в провинции Табук, а первых жителей переселят в него уже в 2026 году. По предварительным оценкам, проект будет стоить более $500 млрд и может достичь даже $1 трлн.

Весь город расположится внутри небоскреба. Согласно плану, в нем будут парки и другие природные зоны, квартиры, магазины, офисы — как в любом другом городе. На крыше небоскреба хотят высадить деревья. Авторы проекта утверждают, что к 2045-му году в городе будут жить более 9 млн человек, для которых создадут самые комфортные условия и высокооплачиваемые рабочие места. Бин Салман уверяет, что «Линия» станет «новым чудом света» и совершит «цивилизационную революцию».

www.neom.com
www.neom.com

Правда, участники проекта признают, что некоторых технологий, которые нужны для его реализации, пока просто не существует. Еще сих пор не ясно, как создатели планируют выращивать растения в пустыне при температуре 40-50 градусов. Зато уже сейчас очевидно, что проект принесет огромный вред окружающей среде. Более того, ради него власти Саудовской Аравии пошли на репрессии, чтобы переселить из провинции более 20 тыс. местных жителей. В результате массовых протестов против выселения троих человек приговорили к казни, а десятки недовольных попали за решетку.

Горнолыжный курорт среди песков

Это еще один проект бин Салмана, который обещают воплотить уже в 2026 году. Горнолыжный курорт получил название Trojena и уже заявлен как место проведения зимних Азиатских игр в 2029 году. Он расположится недалеко от побережья Красного моря на площади в 60 кв. м. Судя по концепт-артам, многие трассы будут создавать искусственно, хотя курорт и находится в гористой местности. По задумке создателей первые туристы смогут посетить Trojena в 2030 году.

Авторы проекта утверждают, что кататься на лыжах на новом курорте можно будет круглый год. Для туристов откроют рестораны, кафе, шале, концертные залы и отели. Создатели Trojena планируют ежегодно принимать от 700 тыс. гостей и зарабатывать на этом более $800 млрд в год. Кроме того, первый горнолыжный курорт на Ближнем Востоке создаст свыше 10 тыс. новых рабочих мест.

«Линия» и Trojena — это часть большого футуристического проекта бин Салмана под названием Neom. С его помощью он хочет привлечь внимание мировых инвесторов к Саудовской Аравии и заявить о своей стране как о лидере в сфере урбанистики и инноваций. Но удастся ли ему реализовать их и достичь своих целей (и насколько это будет оправданно) — вопрос открытый.

Крипто-Ваканда звезды R&B

В 2018 году американский R&B исполнитель Эйкон задумал построить в Сенегале город будущего. По планам он должен был расположиться в 100 км от столицы страны Дакара и раскинуться на площади в 55 га. Музыкант рассчитывал, что город будет пользоваться только возобновляемыми источниками энергии и принесет в Африку поток инвестиций. Концепт-арты проекта показывали футуристическую архитектуру со множеством зелени и новейших технологий. Создатель сравнивает свой проект с вымышленным городом Ваканда из фильмов Marvel.

akoncity.com
akoncity.com

Финансировать свое детище Эйкон планировал с помощью собственной криптовалюты — Akoin. По его задумке расчеты в городе будущего должны производиться исключительно с помощью крипты. Правда, несмотря на амбициозные планы сроки сдачи проекта раз за разом переносятся. Тем временем Akoin звезд с неба не хватает: на бирже он торгуется всего за €0,007. Музыкант не сдается и уверяет, что его команда обязательно найдет частных инвесторов. Однако те, кто уже вложились в проект, все сильнее и сильнее убеждаются: ждать от него нечего.

Степан Липатов