экономика

Рост цен и дефицит: чем опасны монополии и как с ними борются в РФ?

Из-за ухода западных брендов конкуренция на отечественном рынке может стать слабее. Но власти уверяют, что смогут этому противостоять
Ryoji Iwata/Unsplash
Ryoji Iwata/Unsplash

Монополия — это не только настольная игра, которая может рассорить даже самых близких друзей. Это экономическое явление, которое угрожает стабильности рынка. Из-за нее может начаться дефицит, цены могут вырасти, а качество продукции — упасть. При этом в экономике есть безвредные и даже полезные монополии. Однако и за ними власти активно следят, чтобы избежать негативных последствий. Объясняем, как появляются монополии, чем они опасны и как с ними борются в России.

Что такое монополия и как она возникает?

Так называют ситуацию на рынке или в отдельной отрасли, когда товар или услугу продает одна-единственная компания. У нее нет конкурентов, поэтому все потребители обращаются именно к ней. Монополист может диктовать любые условия и часто не нуждается в рекламе.

Монополии бывают разными. Например, они могут быть государственными или негосударственными. Государственные монополии возникают в стратегически важных сферах для жизни страны. Так, в России государство обладает монополией на выпуск денег, у госкомпаний есть монополии на организацию железнодорожных перевозок (РЖД), почтовую связь («Почта России») и транспортировку газа («Газпром»). Негосударственная монополия возникает, когда монополистом становится частная компания.

Еще монополии могут быть открытыми и закрытыми. Закрытые монополии образуются из-за того, что новым игрокам сложно попасть в отрасль из-за дороговизны или законодательных барьеров. Государственные монополии считаются закрытыми, потому что власти не допускают в стратегические отрасли частных игроков. Открытые монополии появляются, когда одна компания производит уникальный продукт. Поскольку аналогов нет, создателю такого продукта не с кем конкурировать. Но это не значит, что конкуренты не появятся в будущем, поэтому такая ситуация не может продолжаться вечно.

Есть еще и олигополия

Это схожее с монополией явление. При олигополии на рынке остается небольшое количество крупных компаний, которые конкурируют только друг с другом. В России тоже есть олигополии: например, «большая четверка» сотовых операторов. В нее входят «Мегафон», «Билайн», Tele2 и МТС.

Монополии могут возникнуть двумя способами.

  • Естественно. Любая компания стремится увеличить прибыль, но из-за конкуренции делать это становится сложнее. Поэтому бизнес старается развиваться и поглощать конкурентов, чтобы занять лидирующую позицию. Монополия может возникнуть естественно, если одно предприятие становится очень успешным и поглощает другие. Когда у какой-то компании появляется уникальный продукт, то монополия тоже возникает естественно. Она будет продолжаться, пока конкуренты не создадут свои аналоги.

  • Искусственно. В этом случае бизнес специально проводит манипуляции на рынке, чтобы устранить конкурентов. Например, крупная компания может резко снизить цены, чтобы переманить покупателей. Конкуренты поменьше теряют прибыль и в итоге уходят с рынка. Еще крупные компании могут объединяться, чтобы вместе контролировать ситуацию в отрасли. Именно искусственные монополии особенно опасны для экономики.

Чем опасны монополии и есть ли у них плюсы?

Не все монополии вредны для экономики, а некоторые из них просто необходимы. Государственная монополия на железнодорожное сообщение и почту нужна для стабильной работы инфраструктуры. Иначе коммуникации в стране зависели бы от частных лиц, которых было бы сложно контролировать. То же самое касается и госмонополии на транспортировку газа. Это стратегически важный ресурс как для бюджета РФ, так и для простых граждан. Поэтому вся эта инфраструктура должна контролироваться властями.

Открытые монополии тоже не приносят большого вреда, поскольку появляются естественно. Более того, они могут стимулировать развитие других игроков, которые захотят заработать на уникальном продукте. У некоторых естественных монополий тоже есть свои преимущества. Дело в том, что такое положение могут занять только крупные корпорации. Они производят много продукции и платят много налогов в бюджет. В отличие от небольших компаний у них больше ресурсов для исследований и инноваций, поэтому они вносят значительный вклад в развитие отрасли.

Однако искусственные монополии, наоборот, опасны для рынка. Все потому, что при отсутствии конкуренции у бизнеса нет стимулов для развития. Из-за этого качество продукции может стать хуже — потребители все равно продолжат ее покупать, потому что выбора у них не будет. Вместе с этим может возникнуть и дефицит, если мощностей монополиста не хватит на всех потребителей.

Кроме того, продукция монополиста может стать ощутимо дороже. Все потому, что, устанавливая цены, бизнес сможет не оглядываться на рыночную ситуацию — он сам же ее и устанавливает. Монополист заинтересован в том, чтобы стоимость продукции была выше. Это принесет больше прибыли, потому что затраты на производство не изменятся. Конечно, даже монополисты должны учитывать возможности покупателей и объем спроса на их продукцию. Однако подобная ситуация вредна для экономики, и власти следят за тем, чтобы не допустить ее.

Как в России борются с монополиями?

Ситуацию с конкуренцией в нашей стране контролирует специальное ведомство — Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она следит за тем, чтобы бизнес не совершал недобросовестных сделок, которые приводят к монополиям и другим нарушениям. Эту работу ФАС ведет по нескольким направлениям.

  • Контроль цен. Ведомство следит, чтобы компании не занижали и не завышали стоимость своей продукции. ФАС регулярно проверяет, насколько обоснованно бизнес меняет цены. Если ведомство выявляет нарушения, компании может грозить крупный штраф. Необоснованное изменение цен в любую сторону вредно для конкуренции на рынке. Занижение стоимости может говорить о том, что бизнес пытается вытеснить конкурентов. Если компании, наоборот, завышают цены, это значит, что они хотят воспользоваться доминирующим положением на рынке.

  • Выявление сговоров. Крупные представители бизнеса могут договориться друг с другом о том, чтобы разделить сферы влияния или занизить цены. Большие компании иногда так поступают, чтобы выдавить более мелких конкурентов и не нарушать интересы друг друга. Однако все это вредно для конкуренции на рынке, поэтому ФАС следит, чтобы таких сговоров не было.

  • Контроль госзакупок. Ведомство следит за тем, чтобы государственные заказы выдавались по закону. Чтобы госконтракты были наиболее выгодными, они должны быть конкурентными. Однако участники тендеров могут договариваться, чтобы только один из них получил заказ, а остальные — часть прибыли. ФАС старается этого не допустить, потому что иначе госзакупки лишаются смысла.

«Догмы» замедленного действия: почему в России предлагают изменить систему госзакупок?
«Догмы» замедленного действия: почему в России предлагают изменить систему госзакупок?
  • Регулирование рекламы. В России запрещено оскорблять конкурентов и выставлять их продукцию в негативном свете. Кроме того, рекламодателям нельзя использовать в сообщениях недостоверную информацию. Именно ФАС следит за тем, чтобы бизнес соблюдал требования к рекламе. Иначе нарушители получали бы незаслуженное преимущество перед добросовестными компаниями.

Работа ФАС стала особенно важна на фоне западных санкций. Осенью 2022 года ведомство сообщило, что из-за ухода иностранных компаний из России конкуренция в некоторых отраслях может ослабнуть. Все потому, что активы западных корпораций, как правило, покупают крупнейшие отечественные игроки. В результате конкурентов на рынке становится меньше, а бизнес концентрируется у ограниченного числа компаний.

Тем не менее представители ФАС утверждают, что у ведомства есть инструменты для защиты конкуренции. Более того, в некоторых отраслях уход западных компаний не создает проблем, а открывает новые возможности. Крупные иностранные игроки освобождают место для более мелких отечественных компаний. В результате в некоторых сферах конкуренция может даже возрасти.

Степан Липатов