медицина

Женщина отсидела 20 лет за убийство детей. Наука нашла доказательства ее невиновности

В Австралии помиловали мать, отсидевшую 20 лет за убийство четверых детей
Ye Jinghan/Unsplash
Ye Jinghan/Unsplash

В 2003 году Кэтлин Фолбигг осудили за смерть ее четырех детей. Спустя 20 лет, 5 июня, она вышла на свободу — следователи засомневались в ее виновности и прибегли к помощи научных консультантов. Ученые помогли вывести дело на чистую воду. Рассказываем подробнее.

Как наука выпустила женщину из тюрьмы

В 2003 году Кэтлин осудили за убийства четверых детей, произошедших в период с 1989 по 1999 годы: выйдя замуж она забеременела мальчиком, который родился в 1989 году и прожил всего 19 дней. В следующем году у Фолбиггов родился еще один сын, который умер в восемь месяцев. Два года спустя девочка умерла в возрасте 10 месяцев. Затем, в 1999 году, четвертый ребенок, тоже девочка, умерла в возрасте 18 месяцев. Несмотря на отсутствие прямых улик, следствие решило, что мать задушила их. Полиция также отметила содержание ее дневника, отрывки которого показались странными и были истолкованы как признания вины. За преступление женщину приговорили к 40 годам тюрьмы.

В 2018 году адвокаты Фолбигг обратились к генетикам из Института Фрэнсиса Крика в Лондоне с просьбой секвенировать геном заключенной и геномы умерших детей. Они хотели выяснить, существует ли иное объяснение внезапной смерти. И оно нашлось.

Ученые выявили мутации в гене кальмодулина 2 в геноме Фолбигг, а также в геноме двух ее дочерей, которые могли бы объяснить смерть девочек и одного из сыновей. Мутация известна как CALM2-G114R. Одна из дочерей, возможно, умерла от миокардита — воспаления сердца, выявленного во время вскрытия. В то же время второй мальчик мог умереть от нейрогенного расстройства. Но этих доказательств оказалось недостаточно. В 2019 году следователи пришли к выводу, что невиновности осужденной нет разумных объяснений. Второе расследование было инициировано благодаря петиции 2021 года, которую подписали 90 ученых и медицинских работников. Исследователи попросили помощь у Австралийской академии наук. Та подала прошение губернатору Нового Южного Уэльса о помиловании осужденной, на основе исследований о нарушении функций белка.

Губернатор приказал провести новое расследование, и его уполномоченный обратился за помощью к академии наук, которая порекомендовала научных свидетелей-экспертов и консультировала каждого из них по всем деталям анализов. В ходе расследования эксперты получили современные научные данные от самых квалифицированных ученых. Для чистоты расследования свидетели-эксперты оставались независимыми как от стороны обвинения, так и от стороны защиты.

Юристам дали время, чтобы те досконально изучили научные вопросы о геноме, белке и нейродегенеративных заболеваниях. Одному из ученых даже пришлось потратить более пяти часов на объяснение того, как мутации в кальмодулине нарушают его функцию. Это того стоило — эксперты предоставили доказательства, которые убедили суд в невиновности матери.

Помилование Фолбигг означает, что ей не придется отбывать оставшуюся часть наказания — еще 20 лет. Апелляционный суд по уголовным делам отменит ее приговор.

Время реформ

Джейсон Чин, академик-юрист из Австралийского национального университета в Канберре, считает, что в судебных расследованиях следует использовать силы и знания независимых научных консультантов гораздо чаще. Вдобавок они имеют большую свободу действий в процессе.

Расследованное дело продемонстрировало, как симбиоз науки и правосудия способен успешно раскрывать дела. Это должно подтолкнуть власти к реформе законодательства для обновления правовой системы. Ученые призывают к созданию комиссии по рассмотрению уголовных дел, аналогичной той, что существует в Соединенном Королевстве, которая имеет полномочия пересматривать дела по мере развития науки и появления новых улик.

Тем не менее исследователи предупреждают, что такой подход полон нюансов. Наука продолжает развиваться, но это не значит, что ученые всегда будут приходить к однозначному ответу на тот или иной вопрос.

Анастасия Дегтярева