В Москве запустили беспилотное такси. Как оно работает?
Беспилотный автомобиль способен анализировать окружающую среду и работать без участия человека. Другими словами, он делает почти все то же, что и опытный водитель. Такое автономное такси заработало в Москве. Рассказываем подробнее.
Сто рублей — и вы в будущем
На самом деле «Яндекс» запустил беспилотное такси в Иннополисе (Татарстан) еще в 2018-м. Опыт оказался успешным — за пять лет пассажиры совершили более 60 тыс. поездок. Проект решили масштабировать и на Москву. После закрытого тестирования роботакси стало доступно для жителей столичного Ясенево, которые успели подать заявку на участие в обкатке беспилотников (о начале приема заявок компания сообщала осенью 2021 года).
Выбор места не случаен: Ясенево — один из самых больших районов Москвы, чьи жители часто пользуются такси. Машиной управляет искусственный интеллект, но пока что в салоне присутствует водитель-испытатель, чтобы контролировать каждую мелочь поездки. В такси может находиться лишь один пассажир. Всего пользователям доступно около 40 точек посадки и высадки, а любая поездка стоит 100 рублей.
Первые прототипы беспилотных машин «Яндекс» испытал в 2017 году. В его «беспилотном парке» находилось 130 подобных автомобилей, которые успели покорить дороги России, США и Израиля.
Как работают беспилотные машины
За границей существует целый ряд компаний, которые разрабатывают и/или тестируют автономные автомобили: Audi, BMW, Ford, Google, General Motors, Tesla, Volkswagen и Volvo.
Такие автомобили создают и поддерживают карту окружения на основе множества датчиков, расположенных в разных частях устройства. Так они отслеживают положение ближайших машин. Видеокамеры фиксируют светофоры, считывают дорожные знаки и ищут пешеходов. Датчики обнаружения света и дальности отражают импульсы света от окружения, чтобы измерить расстояние, обнаружить края дороги и определить разметку полосы движения. Тем временем ультразвуковые датчики в колесах обнаруживают бордюры и другие транспортные средства при парковке.
Сенсоры посылают всю полученную информацию в программное обеспечение. Оно обрабатывает данные, прокладывает путь и отправляет инструкции всем механизмам машины, ответственным за ускорение, торможение и рулевое управление. Все это позволяет соблюдать правила дорожного движения и преодолевать препятствия. Чем больше ездит машина, тем больше данных она собирает и внедряет в алгоритмы глубокого обучения. Это позволяет системе принимать более обдуманные решения на дороге.
Ключевое преимущество беспилотников — безопасность. По оценкам NHTSA, 94% серьезных аварий происходят из-за человеческих ошибок. Беспилотные машины устраняют эти факторы риска. Но это не значит, что они безупречны. Еще одно важное преимущество автономных машин — значительное снижение выбросов CO2. К 2050 году автоматизация, электрификация и совместное использование автомобилей позволит:
- Уменьшить заторы на дорогах;
- Сократить транспортные расходы на 40%;
- Освободить парковки;
- Сократить выбросы CO2 в городах на 80% по всему миру.
С какими проблемами сталкиваются беспилотные машины
Автономные машины проходят испытания в самых разных странах, но пока ни одна из них не доступна для широкой публики. Существуют неразрешенные проблемы, и вот некоторые из них:
Погодные условия
Что, если начнется ливень или град? Как автомобиль справится с сильными осадками? Слой снега или лужи могут закрыть разделители полос на дорогах, не позволяя машине определить надлежащее место движения. Беспилотные автомобили должны научиться распознавать бесчисленное количество объектов на пути.
Потеря работы
Те, кто зарабатывает на жизнь вождением, могут винить в сокращении новые технологии — водителям и курьерам на авто придется найти новую работу.
Ответственность за несчастный случай
Кто понесет бремя ответственности за аварии, вызванные беспилотником? Производитель? У пассажира не будет возможности взять на себя управление в случае чрезвычайной ситуации.
Проблема обострилась из-за аварии 2018 года, в которой участвовал беспилотный автомобиль, управляемый Uber. Программное обеспечение идентифицировало пешехода, но сочло это ложным знаком. В итоге машина сбила человека. Инцидент заставил компанию временно прекратить испытания беспилотников на дорогах общего пользования, но они проводились в более отдаленных местах.
Искусственный интеллект против человеческого
Водители полагаются на мельчайшие сигналы и невербальную коммуникацию. Например, зрительный контакт с пешеходами или чтение языка тела других водителей позволяет за доли секунды принимать решения и предсказывать поведение окружения. Но смогут ли повторить все это беспилотники?
Еще одной проблемой являются тоннели — они мешают работе GPS, из-за чего машина может банально потеряться. Существуют также опасения, что программное обеспечение может быть взломано. Но несмотря на возможные риски, компании продолжают работать над улучшением автономных технологий.