кино

Худший старт в истории Pixar: что не так с мультфильмом «Элементарно»

Студия испытывает серьезные проблемы. Раньше ее обвиняли в беспорядочной сиквелизации, теперь же ее проекты кажутся вторичными
Pixar/YouTube
Pixar/YouTube

Анимационный фильм «Элементарно» слабо стартовал в мировом прокате, собрав за первый уикенд всего $44,5 млн. При этом $25,9 млн из них проект заработал в США, что стало худшим домашним стартом в современной истории Pixar. Почему мультфильм про вымышленный город Элемент-Сити, где влюбляются вода и огонь, вряд ли станет хитом и что вообще происходит со студией последние годы? Разбираемся.

О чем «Элементарно»

Сюжет разворачивается в вымышленном городке Элемент-Сити, где живут представители четырех стихий: воды, огня, земли и воздуха. Элементали хотят добиться гармонии и мирно существовать вместе, поэтому обитают в специально оборудованных районах.

Жители города знают одно правило — стихии смешивать нельзя. Но, несмотря на него, вспыльчивая Эмбер умудряется подружиться с сентиментальным и спокойным водным элементалем Уэйдом. Удастся ли им преодолеть разногласия и убедить консервативных родителей, что быть вместе с кем-то другой «расы» — это нормально? Вот главный вопрос.

У Pixar есть проблемы. Причем довольно давно

Компания Pixar славится тем, что не боится экспериментировать. В разные годы студия выпускала такие новаторские проекты, как «История игрушек», «Корпорация монстров», «Тачки», «Рататуй», «ВАЛЛ-И» и др. Тем не менее 2010-е стали для Pixar непростым временем. Их обвиняли в излишней сиквелизации — именно тогда вышли вторые и третьи «Тачки», «Суперсемейка 2» и «История игрушек 3».

Казалось, киностудия погрязла в собственных франшизах и больше не планирует развивать новые проекты. Одни обвиняли в стагнации суперкоммерческую The Walt Disney Studios (приобрела Pixar в 2006-м), а другие признавали — узнаваемый образ продается лучше. Это особенно касается мерчендайза, который был ключевым доходным инструментом для той же серии «Тачек».

Изменения пришлись на 2018 год, когда кресло креативного директора Pixar занял Пит Доктер — режиссер «Корпорации монстров», «Вверх» и «Головоломки». Фанаты ожидали новых оригинальных проектов, и они наконец их получили (ну, почти).

Были оскароносные мультфильмы вроде «Тайны Коко», «Головоломки» и «Души» (правда, последняя, несмотря на симпатию критиков и зрителей, не отбилась в прокате из-за ковидных ограничений). В то же время спин-офф «Истории игрушек» о Баззе Лайтере собрал достаточно низкие оценки и кое-как заработал $226 млн при бюджете $200 млн. А проект «Вперед» и вовсе не окупил изначальные затраты на производство.

А что не так с «Элементарно»?

Исключением могла стать картина про Элемент-Сити и его жителей. Но не стала. Трогательная история о том, что противоположности притягиваются и быть разными — это прекрасно, взяла классические сентиментальные приемы студии.

При этом в Pixar как будто забыли о том, что «Элементарно» задумывалось как семейное кино. Большую часть хронометража мы хоть и находимся в удивительном сеттинге, но все же слушаем монотонные беседы, которые детям покажутся скучными, а родителям банальными и излишне драматичными.

В мультфильме действительно поднимаются важные темы вроде неравенства и толерантности. Но также критики отмечают довольно странный выбор других проблем. Согласитесь, вряд ли юным мальчикам и девочкам интересны вопросы городской инфраструктуры, нарушения строительных норм и бюрократии.

Романтическая линия в «Элементарно» тоже работает не особо убедительно. Это осовремененная версия «Ромео и Джульетты» с достаточно вторичным лейтмотивом о недопустимости расизма в современном мире. Единственное, к чему у большинства рецензентов вопросов нет, так это к визуальной составляющей работы. Студия, как и в лучшие времена, создала уникальный и яркий мир со своими особенностями.

Стоит ли смотреть фильм?

Официально в российских кинотеатрах и на онлайн-площадках мультфильм не выйдет. Но если вы все же найдете возможность посмотреть «Элементарно», будьте готовы к тому, что новой «Головоломки» вы не получите. Со множеством неуместных сантиментов история про этнические различия и классовые привилегии кажется скорее попыткой заигрывания с либеральной частью зрителей.

В Slant Magazine пишут, что главный минус «Элементарно» — это как таковое отсутствие морали: «“История игрушек” учила детей лучше понимать свое воображение, а “Корпорация монстров” разбираться с собственными страхами. Не совсем ясно, для чего нужен этот фильм. Pixar умеет передавать мощные метафорические сообщения, но, кажется, что без игрушек, монстров и др. это работать не будет. В конце концов, историю о том, что нельзя смешивать огонь и воду, можно рассказать без буквального создания соответствующих героев».

Никита Прунков