Эрик Романенко/ТАСС
Эрик Романенко/ТАСС
Мятеж ЧВК «Вагнер»

Мог ли Пригожин захватить Москву? Отвечаем на главный вопрос о военном мятеже ЧВК «Вагнер»

Спойлер: нет. Причем сразу по ряду причин

В прошедшие выходные глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин организовал вооруженный мятеж, который стал самым громким подобным событием с осени 1993 года. Однако бунт закончился так же неожиданно, как и начался: после переговоров «вагнеровцы», дошедшие до Липецкой области, развернули свои колонны и отправились в обратную сторону — в полевые лагеря.

Многие удивились, что стало причиной подобного решения. Но еще больше задались вопросом: а что было бы, если бы Пригожин дошел до Москвы? И мог ли ЧВК «Вагнер» вообще добраться до столицы? Все факты говорят в пользу одного-единственного ответа: нет, не мог. Но давайте разберемся подробнее, почему военный мятеж был обречен на провал.

Пригожин не получил массовой поддержки

Тезис: «Пригожин спокойно дошел до Ростова, не встретив почти никакого сопротивления со стороны военных, многие из которых сдали оружие. Подобная история могла повториться и в других регионах, вплоть до Москвы».

По факту: Стоит начать с того, что ни в Ростовской, ни в Воронежской областях Пригожина и ЧВК «Вагнер» не ждали с распростертыми объятиями. Руководители южных регионов неоднократно заявляли о поддержке президента в вопросе этого конфликта. Равно как и главы других российских субъектов, ни один из которых не занял сторону Евгения Пригожина.

Да, судя по видео, в частности, из Ростова-на-Дону, часть населения провожала «вагнеровцев» из города аплодисментами. Но вместе с тем есть свидетельства, что за несколько часов до этого группа местных жителей активно высказывала бойцам ЧВК свое возмущение относительно скоплений военной техники в городе и задавалась вопросом о целесообразности вооруженного мятежа.

Эрик Романенко/ТАСС
Эрик Романенко/ТАСС

Что касается скорости продвижения колонн ЧВК «Вагнер», то единственная причина, по которой бойцы смогли продвинуться так далеко, — желание руководства страны избежать человеческих жертв. Причем как среди гражданских, так и среди военных. Более того, все это время с главой «вагнеровцев» шли переговоры, которые в итоге увенчались успехом.

Расстановка сил была не в пользу «Вагнера»

Тезис: «У ЧВК "Вагнер" было 25 тыс. человек, имеющих боевой опыт и вооруженных до зубов. С таким составом захватить Москву можно было бы в течение нескольких часов».

По факту: Здесь тоже все не так просто. Во-первых, 25 тыс. бойцов — оценка, которую давал сам Евгений Пригожин. О реальной численности групп, двигавшихся в сторону Москвы, ничего не известно. Учитывая потери, на которые жаловался глава наемников во время взятия Бахмута, а также не забывая про тех, кто отказался от восстания или у кого кончился контракт, количество задействованных в мятеже бойцов могло быть гораздо меньше. Некоторые военные эксперты считают, что более близкая к реальности цифра — около 5-6 тыс. человек.

еще по теме
Личные амбиции или «договорняк» с врагами: почему взбунтовался Пригожин?

Во-вторых, еще в конце апреля британский политолог и военный эксперт Марк Галеотти, оценивая возможный мятеж со стороны Пригожина, отмечал, что вероятность успеха подобного переворота чрезвычайно низка. Он подчеркивал, что на пике «Вагнер» имел около 30 тыс. бойцов, что сопоставимо с численностью специальных сил, которые задействуются в таких ситуациях со стороны президента для охраны столицы.

Речь в первую очередь о Таманской и Кантемировской дивизии — именно они, например, участвовали в подавлении путча 1993 года. Только две эти группы, по разным оценкам, суммарно насчитывают от 15 до 20 тыс. человек.

ARKADY BUDNITSKY/EPA/ТАСС
ARKADY BUDNITSKY/EPA/ТАСС

Однако помимо этого в запасе, по словам Галеотти, у Москвы есть спецподразделения, которые, к тому же, подчинены разным ведомствам: это и дивизия имени Дзержинского Росгвардии, и элитные силы ФСО, и спецгруппы ФСБ и МВД. И пусть о работе этих подразделений в период мятежа не заявлялось публично, согласно протоколу, все они были приведены в боевую готовность.

Кроме того, в Москву из регионов для подавления восстания были переброшены дополнительные силы Минобороны, в том числе спецназ ВДВ и несколько сотен единиц бронетехники.

География была против мятежников

Тезис: «Бойцы ЧВК “Вагнер” почти достигли столицы! Еще несколько часов — и они бы вошли в Москву!»

По факту: Это совсем не так. Форсирование Москвы с юга изначально налагало определенные сложности. В частности, чтобы достичь столицы, наемникам Пригожина необходимо было преодолеть сразу несколько крупных рек: Дон, Воронеж (причем не один раз) и Оку. И если первые две с горем пополам удалось пройти благодаря описанным выше причинам, то Ока, почти полностью отсекающая Калужскую, Тульскую и Рязанскую область от Подмосковья, была заблокирована: мосты через реку на участках трассы М-2 возле Серпухова, М-4 около Каширы и М-5 вблизи Коломны перекрыли и взяли под усиленную охрану.

В случае неудачных переговоров мосты пришлось бы взорвать, но это полностью остановило бы продвижение «Вагнера». Ведь для дальнейшего наступления бойцам ЧВК пришлось бы бросить силы на строительство понтонов через реку. В таких условиях «вагнеровцы» стали бы легкой мишенью для сил Минобороны РФ.

Пригожин рассчитывал, что власти поддадутся на его провокацию

Тезис: «Пригожин хотел публично донести свою позицию. У его марша был четкий план, который имел шанс на успех».

По факту: Скорее всего, как раз наоборот. Действительно, в первые часы же часы эксперты обратили внимание, что на опубликованном Пригожиным видео нет кадров, подтверждающих следы обстрела, а метаданные аудиосообщений указывали на то, что они были записаны заранее. Позднее в американской прессе появилась информация, что еще 21 июня представители американской разведки получили данные о готовящемся мятеже.

Тем не менее, исходя из публичных аудиовыступлений Пригожина в собственном Telegram-канале, могло создаться впечатление, что дойти до Москвы и обратить таким образом на себя внимание президента было в принципе единственной его задачей.

еще по теме
Военный мятеж Пригожина закончен. Что дальше?

Возможно, Пригожин рассчитывал на привлечение внимания и публичную реакцию власти, как это было в случае с захватом Буденновска в июне 1995 года. Тогда группа террористов во главе с Шамилем Басаевым добилась телефонных переговоров с премьер-министром Виктором Черномырдиным. Так или иначе, не получив всесторонней поддержки населения и, что немаловажно, представителей власти, Пригожин, по сути, лишился дальнейших перспектив развития мятежа.

Поэтому, единственным приемлемым способом решения конфликта для него стали отказ от эскалации и полная остановка наступления. Тем более, что в сложившейся ситуации Пригожину дали возможность сохранить не только лицо, но и жизнь.