власть

«Барьер архаичному движению»: почему «Новые люди» объединяются с «Партией Роста»?

Партии намерены поддержать друг друга на грядущих выборах. Но полностью сливаться пока не хотят
Антон Новодережкин/ТАСС
Антон Новодережкин/ТАСС

Пока все были заняты обсуждением вооруженного мятежа ЧВК «Вагнер», во внутренней политике России произошло еще одно примечательное событие. «Новые люди» и «Партия Роста» решили объединить усилия на региональных и, возможно, президентских выборах. Разбираемся, зачем им объединяться, как будет выглядеть новый союз и есть ли у него перспективы.

Что произошло?

27 июня руководители «Новых людей» и «Партии Роста» Алексей Нечаев и Борис Титов объявили о создании политического союза. Его провозгласили в преддверии начала избирательной кампании на Единый день голосования — 2023.

Нечаев и Титов объяснили решение необходимостью создать объединение прогрессивных сил, которое будет противостоять «откату страны в прошлое».

«Мы видим, как много есть политических сил, которые тащат нас в архаику. Занимаются пережевыванием старых эмоций и символов. Этому много примеров. В частности, события 24 июня, когда под лозунгами справедливости и псевдопатриотизма произошёл удар по России, по ее будущему. Этому архаичному движению надо поставить барьер», — заявил председатель «Новых людей».

Титов обратил внимание на схожесть идеологических платформ обеих партий. «Мы в целом одного поля ягоды, одной системы мышления люди, думаю, обо всем договоримся», — пояснил он. В свою очередь, Нечаев добавил, что у них один и тот же «ядерный электорат» — предприниматели и молодежь.

Отдельного названия у союза не будет. Политики заявили, что их программа сфокусируется на укреплении национальной экономики. Кроме того, они планируют добиваться расширения свобод для предпринимателей и обычных граждан.

В каком формате они объединятся?

По словам Нечаева и Титова, «Новые люди» и «Партия Роста» пока не собираются полностью сливаться, как «Справедливая Россия» и партия Захара Прилепина «За правду!». Хотя они допускают, что это может произойти в будущем.

«Кто знает, что будет в будущем, как сложится политическая ситуация, как будут развиваться события», — прокомментировал возможность полного слияния Титов, добавив что для начала партиям нужно адаптироваться друг к другу.

Пока в планах партий значится создание общего штаба. Он будет заниматься разработкой новой программы и координировать выдвижение кандидатов. Так, «Новые люди» и «Партия Роста» намерены выдвигать единых кандидатов. Они также хотят избежать конкуренции друг с другом в избирательных округах — ради этого предпочтение будут отдавать наиболее сильным политикам.

На губернаторских и мэрских выборах партии будут поддерживать одних и тех же кандидатов. Кроме того, Титов заявил, что осенью они начнут обсуждать выдвижение единой кандидатуры на президентские выборы 2024 года.

Пока неясно, как объединение оформят юридически. Российские законы запрещают партиям создавать блоки и политические союзы. Брать кандидатов от одной партии и включать их в партийный список другой партии они тоже не могут. Скорее всего, эту проблему будут решать переходом политиков из одной партии в другую.

Впрочем, ничто не мешает «Новым людям» и «Партии Роста» создавать общие фракции непосредственно в парламентах. Вероятно, именно в таком формате они планируют вести совместную законотворческую деятельность.

А зачем им вообще это?

С электоральной точки зрения смысла в этом немного. В 2021 году «Новые люди» показали неплохие результаты — преодолели 5%-й барьер, попали в Госдуму и, можно сказать, состоялись как политическая сила.

«Партия Роста» же с самого начала была полумертвым проектом. Она запомнилась разве что мемным лозунгом «А что Титов?» на президентских выборах 2018 года. Но после них о партии быстро забыли — за последние годы она не смогла преодолеть проходные барьеры даже на региональных выборах. А на думском голосовании она с трудом собрала 0,5% голосов, хоть и сумела протащить в парламент одного депутата-одномандатника.

По этой причине «Партия Роста» не даст «Новым людям» видимых политических бонусов. По-видимому, расчет идет на другое: «Новые люди» избавят подопечных Титова от необходимости собирать подписи для выдвижения, а взамен «Партия Роста» поможет им покрыть дефицит кандидатов в некоторых регионах (например, во Владимирской области).

По данным газеты «Коммерсантъ», сейчас в объединении больше заинтересован Борис Титов — оно позволит ему «красиво закрыть» замороженный проект. Такого же мнения придерживается политолог Ростислав Туровский. «Это скорее способ пристроить "Партию роста", чем усилить "Новых людей"», — считает он.

Впрочем, другие эксперты считают, что у союза «Новых людей» и «Партии Роста» есть неплохие электоральные перспективы — особенно если правые силы продолжат объединяться.

«Союз может действовать сразу в двух направлениях: укреплять политическую систему через выборы и укреплять экономику через внутригосударственное взаимодействие, — считает политолог Илья Гращенков. — Если "правые" политические партии продолжат консолидацию, а к ним присоединятся и другие лидеры мнений, то такое образование вполне может претендовать на хороший электоральный рейтинг в 10-15%».

Виталий Рюмшин