Кажется, кола все-таки вызывает рак. И вот почему
О коле ходит множество мифов, но один из них, возможно, подтвердится уже в следующем месяце: самый распространенный в мире искусственный подсластитель, содержащийся в этом напитке, могут объявить канцерогеном. Разбираемся, что с ним не так и как теперь пить колу.
Канцероген, который не считался опасным
Искусственный подсластитель аспартам используется в различных продуктах — от диетических газированных напитков и йогурта до жевательных резинок и леденцов. Он представляет собой белый порошок без запаха, который примерно в 200 раз слаще сахара. В июле его впервые внесут в список Международного агентства по изучению рака (IARC) — пока что подсластитель определяют как «возможно канцерогенный». Подразделение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) уже исследует этот вопрос, чтобы подтвердить или опровергнуть это заявление.
JECFA, комитет ВОЗ по добавкам, с 1981 года утверждал, что аспартам вполне безопасно употреблять в допустимых дневных пределах. Так, например, взрослому человеку весом 60 кг придется выпивать от 12 до 36 банок диетической газировки в день, чтобы в конце концов оказаться в группе риска развития рака. Это устоявшееся мнение до сих пор разделяют многие национальные органы, регулирующие вопросы питания.
Аспартам широко изучался в течение многих лет. В 2022 году исследование, проведенное во Франции среди 100 тыс. взрослых, показало, что у людей, которые потребляли большее количество искусственных подсластителей, включая аспартам, наблюдался более высокий риск развития рака. Однако доказательства сочли неубедительными, да и явного акцента на аспартаме не делалось. В трудах итальянских ученых из Института Рамаццини в начале 2000-х годов сообщалось, что некоторые виды рака у мышей и крыс также связаны с аспартамом.
Сейчас подсластитель одобрен во всем мире различными регулирующими органами, поэтому крупные производители продуктов питания десятилетиями продолжают отстаивать возможность использовать это вещество в своих товарах. Например, в 2015 году Pepsico удалила аспартам из газированных напитков, затем вернула его через год и снова изъяла в 2020-м.
Но мировая толерантность к аспартаму может вскоре измениться. Постановления IARC о наличии опасного канцерогена в коле могут возыметь огромное влияние как на производителей, так и на потребителей. Так, например, в 2015 году комитет пришел к выводу, что гербицид глифосат «вероятно канцерогенен». Спустя годы, даже когда другие органы успели оспорить это решение, некоторые производители все еще ощущали его последствия: например, немецкой компании Bayer пришлось возместить ущерб клиентам, заявившим, что у них появился рак из-за контакта с гербицидами на основе глифосата.
Кола — насколько опасно продолжать ее пить
Согласно данным Cancer Council, в бутылке безалкогольного напитка объемом 600 мл содержится в среднем около 16 пакетиков сахара. Сам по себе сахар не увеличивает риск рака, но чрезмерное его количество в организме (если человек пьет подобные напитки регулярно) способствует избыточному весу и ожирению — ключевым фактором риска рака кишечника, молочной и поджелудочной железы и других видов недуга.
Во время производства карамельного красителя, который часто используется в коле и других безалкогольных напитках, также создается другой канцероген — 4-метилимидазол (4-МЭИ). Согласно исследованиям, при употреблении он потенциально поднимает риск развития рака выше допустимого уровня. Однако самая низкая концентрация этого вещества среди десятка самых популярных газированных напитков наблюдается как раз-таки у колы.
Противоречивых исследований много, а также тех, которым не хватает объективно убедительных доказательств, поэтому сейчас однозначный вред колы и ей подобным безалкогольных напитков по-прежнему стоит на повестке дня. Все зависит от заявлений ВОЗ и IARC, однако решения последнего не раз подвергались критике за то, что вызывали ненужную тревогу: пить или не пить колу — неясно; этот вопрос обсуждается годами. Пока что эксперты сходятся на том, что все хорошо в меру.
Как будут определять вред подсластителя
Продукты, которые подозреваются в наличии вредного вещества, имеют четыре различных уровня классификации: канцерогенный, вероятно канцерогенный, возможно канцерогенный и не поддающийся классификации. Важно отметить, что все эти уровни основаны на силе доказательств, а не на том, насколько опасно то или иное вещество.
В первую группу входят различные продукты — от переработанного мяса до асбеста, — все из которых имеют убедительные доказательства того, что они вызывают рак. Работа в ночное время и употребление красного мяса относятся к «вероятно канцерогенному» уровню. Если расшифровать это заявление подробнее, получится так: существует ограниченное количество доказательств того, что эти вещества или образ жизни способны вызывать рак у людей; либо имеются более убедительные доказательства того, что они вызывают рак у животных.
Комитету по добавкам предстоит классифицировать таким же образом аспартам. Это спровоцирует проведение дополнительных исследований и поможет как потребителям, так и производителям сделать более четкие выводы.