здоровье

Мотивация и пессимизм: как пандемия повлияла на психическое здоровье детей и подростков

Несмотря на резкий рост негативных чувств, молодежь не забывает заботиться о друзьях и семье
Gabriella Clare Marino/Unsplash
Gabriella Clare Marino/Unsplash

Пандемия COVID-19 повлияла на нас всех: на кого-то больше, на кого-то меньше. Согласно последнему отчету ВОЗ, последствия коронавируса неизбежно сказались на психическом здоровье детей и подростков по всему миру. Разбираемся, как им помочь.

Как пострадали дети и подростки

На фоне тенденции ухудшения психического здоровья молодых людей пандемия усугубила ситуацию еще больше. Так, многочисленные исследования подтвердили резкое увеличение показателей депрессии, тревоги, одиночества и попыток самоубийства. Если обратить слова в цифры, получается, что до пандемии около 10-20% детей страдали психическими заболеваниями. За последние два года показатели выросли до 20-25%.

Одиночество

Результаты опросов ВОЗ, проведенных в 2021-2022 годах, показали, что COVID-19 оказал неодинаковое воздействие на детей и подростков. Более серьезные негативные последствия для ментального состояния пришлись на школьниц старшего возраста. Исследования показали, что 80% девочек-подростков чувствуют себя «более одинокими и изолированными, чем раньше».

Беспокойство и депрессия

Большинство молодых людей скрывают эмоции, которые и без того ухудшились во время пандемии. Их легко не заметить, тем самым простое «чувство грусти» иногда перерастает в полномасштабное расстройство.

По данным UNICEF, основанным на опросе 8444 молодых людей в возрасте от 13 до 29 лет из девяти стран, 27% сообщили о тревоге и 15% — о депрессии, активно проявляющихся в течение недели. Для 30% опрошенных основной причиной, влияющей на текущие эмоции, являлась бедственная экономическая ситуация.

Недостаток мотивации

46% сообщили, что у них стало гораздо меньше мотивации заниматься любимыми делами. 36% чувствовали себя менее мотивированными к выполнению регулярных обязанностей по дому. Пострадало и их восприятие будущего: 43% женщин с пессимизмом стали смотреть в завтрашний день по сравнению с 31% мужчин.

Домашнее насилие

Пандемия спровоцировала огромный стресс для семей, помимо экономических последствий (снижения доходов и потери работы). «Из-за COVID-19 семьи вынуждены были жить вместе, часто в небольших домах, в течение длительного времени», — заявила Люси Клавер, координатор проекта HEY BABY, цель которого — оценка способов укрепить брак.

Наблюдался глобальный рост насилия в семье, включая абьюз со стороны партнера и по отношению к детям. В ходе опроса более 55% старшеклассников заявили, что подвергались дома эмоциональному насилию со стороны взрослых, а 11% — физическому. Обычно школы предоставляют учащимся убежище от семейных драм и рутины. Их закрытие лишило детей этой поддержки.

Некачественное обучение

Школы закрылись, а для домашнего обучения как минимум требуется тихая комната и доступ к компьютеру — ресурсы, которые часть домохозяйств не могут легко обеспечить, особенно если речь идет о многодетных семьях.

Многие подростки увеличили использование социальных сетей. В какой-то степени это защищало их от гнетущего стресса, поскольку позволяло поддерживать хоть какой-то контакт со сверстниками. Но использование медиа также поспособствовало нарушению сна и кибербуллингу.

В дополнение к школьным занятиям многие учащиеся взяли на себя новые обязанности, включая уход за младшими братьями и сестрами, работу по дому и даже подработку. Это оказало дополнительное давление, нарушив распределение энергии должным образом. Впоследствии подобная занятость начала мешать успеваемости по учебе.

Как помочь детям

ВОЗ рекомендует внедрять программы, которые создают благоприятную среду в школах и семьях, а также, несомненно, мотивирует подростков не стесняться обращаться за профессиональной помощью. Во время пика пандемии 73% опрошенных почувствовали необходимость обратиться за психологу. Несмотря на это, 40% так этого и не сделали. У девушек процент возрос до 43%. Показатели огорчают и намекают на то, что в современном обществе все еще существует ряд причин, по которым подростки не делают выбор в пользу разговорной терапии.

Несмотря на трудности, молодые люди нашли индивидуальные способы противостоять новым вызовам и справляться с эмоциями. Ученые заметили, что во время пандемии у подростков возникла необходимость оказывать поддержку друзьям. Это увеличивалось по мере того, как продолжалась самоизоляция. Эксперты назвали данное явление просоциальным опытом, то есть действия, направленные на благо других.

Согласно данным проекта PROSOCIAL, молодежь в возрасте 18-25 лет сообщала о большем просоциальном опыте по отношению к семьям, в то время как опыт общения с друзьями достиг пика в возрастной группе 15-17 лет. Исследователи также заметили, что помощь другим была связана с увеличением энергии. Та же самая область мозга, отвечающая за личное вознаграждение (вентральная часть полосатого тела), активировалась, когда ребенок помогал кому-то. Это привело к новому пониманию того, что мозг подростка созрел для возможностей социального обучения, а предоставление молодежи возможности помогать другим жизненно важно для их развития.

Специалисты в области психического здоровья говорят, что растущие цифры участившихся случаев тревоги и депрессии вызывают обеспокоенность, но вряд ли удивляют. Мы должны признать, что возвращение к нормальной жизни без коронавируса невозможно. Мы многое вынесли из опыта пандемии, и что-то действительно могло пойти не так — с последствиями нам еще придется разобраться. Даже не испытав собственной травмы, связанной с пандемией, дети ощущали последствия того, через что проходили окружающие их взрослые. Например, когда родители теряли работу или заболевали, это увеличивало стресс, конфликты и количество случаев жестокого обращения.

Главное, что родители должны сейчас сделать, — это усилить наблюдение за тем, как дети себя чувствуют. Родители должны не только слушать, что говорят им дети, но и замечать любое поведение, которое может сигнализировать о наличии проблем (раздражительность, плач, агрессия, изоляция). Взрослым, заметившим значительные изменения в поведении ребенка, следует начать с открытого, непредвзятого разговора и убедить подростка, что он или она всегда может обратиться за помощью к ним или специалистам.

Анастасия Дегтярева