кино

От «Индианы Джонса» до «Форсажа»: франшизы, которые стоило закончить намного раньше

Все серии в нашей подборке без преувеличения легендарные. Их главная проблема — жадность авторов и их нежелание вовремя остановиться
Universal Pictures Canada/YouTube
Universal Pictures Canada/YouTube

Пятая часть франшизы про Индиану Джонса «Колесо судьбы» стала лидером американского проката после первых выходных. Тем не менее кассовые сборы картины оставляют желать лучшего, а рецензии на проект зачастую оказываются прохладными. И, как бы мы ни любили Харрисона Форда и его культовые приключенческие фильмы, пора признать — серия себя изжила. Каким франшизам, помимо «Индианы Джонса», тоже пора остановиться и в какой момент у их авторов что-то пошло не так? Разбираемся.

«Форсаж» — после третьего фильма

Формула фильмов про уличных гонщиков, тачки и благородный бандитизм работала без перебоев, начиная с 2001 года и вплоть до сегодняшнего дня. С точки зрения кассовых сборов и преданной (но не особо избирательной) фан-базы картина остается успешной и вряд ли в ближайшие годы сможет оступиться. Но есть нюанс — она уже давно не про тачки и гонки. Это довольно абсурдный блокбастер со странными погонями, драками и взрывами.

Последний раз смотреть «Форсаж» без закатывания глаз можно было в 2006 году. В «Токийском дрифте» не было ни Пола Уокера, ни Вина Дизеля, зато в нем нашлось место стильной музыке, японскому колориту, гонкам и в целом автомобильной эстетике. Конечно, это все еще посредственное развлекательное кино с множеством недочетов и штампов, но все же оно вызывало эмоции.

Практически сразу после третьей части серия превратилась в довольно карикатурный киноаттракцион по зарабатыванию миллиардов долларов. И хоть последние годы динамика бокс-офиса «Форсажа», мягко говоря, не самая ровная — он все еще приносит много денег и радость мужчинам по всему миру.

Почему «Форсаж» — это плохое кино, которое мы все равно любим
Почему «Форсаж» — это плохое кино, которое мы все равно любим

«Рокки» — после четвертого фильма

Рокки Бальбоа — однозначно культовый персонаж для спортивного кино. История про бедного боксера-любителя, который мечтает стать профессионалом, породила множество других спорт-драм и запомнилась зрителям мотивирующим сюжетом и забавными постановками боя. Картина также создала множество клише и знаковых для поп-культуры противостояний — например, Рокки против Ивана Драго.

Впрочем, именно эта вражда и привела франшизу к художественному провалу. Успех первых частей вынудил Сталлоне и компанию ковать пока горячо, и так мы получили сравнительно удачный квадриквел, а затем и вовсе пятого «Рокки» про конфликт поколений. Еще спустя 16 лет Сталлоне решил вернуться и снял «Рокки Бальбоа» — там герой Сильвестра внезапно вернулся в большой спорт.

И без того уставшая франшиза на этом не закончилась, и «Итальянский жеребец» подарил истории новую жизнь — спин-офф, посвященный сыну Аполло Крида, с которым Рокки бился в первых двух фильмах. Побочная серия неплохо зарабатывает в прокате, но буквально с первого проекта мало чем удивляла. Но это еще ладно — главное, чтобы почти 80-летний Сталлоне не решил тряхнуть стариной и вернуться к корням. Нам хватило «Рэмбо» и «Неудержимых».

«Пила» — после третьего фильма

Нравятся вам хорроры или нет, вы наверняка хотя бы одним глазком да видели что-то из серии «Пила». По сюжету страдающий от неоперабельной опухоли мозга Джон Крамер решает научить других людей ценить свою жизнь. Для этого он дает своим жертвам смертельные задания и расставляет хитрые ловушки. Антагонист верит, что таким образом не убивает их, а наставляет на путь истинный. Выжить, разумеется, можно, но для этого придется изрядно попотеть, покалечиться и иногда даже убить другого человека.

В отличие от многих современных фильмов ужасов «Пила» смогла объединить в себе жанры хоррора и детектива. В первых картинах у зрителей постоянно возникали вопросы в духе: «Кто убийца?», «Зачем он убивает?», «Кто его жертвы?», «Почему они оказались там?» и др. К сожалению, с каждой частью загадки и психологизм уходили на второй план, а вместо них зрители получали все больше кровожадных пыток.

Последним фильмом, который действительно можно считать каноничным, стала «Пила 3». Эта часть собрала рекордные $164,9 млн (при затратах в $10 млн). После нее один из создателей проекта Ли Уоннелл перестал писать сценарий, и у франшизы начались проблемы. Поздние работы напоминали сериал «по мотивам» уже любимой хоррор-классики, а проблемы прослеживались примерно во всем: от менее харизматичных злодеев до вторичных твистов.

«Пираты Карибского моря» — и снова на третьем фильме

Режиссер Гор Вербински вернул моду на пиратов и создал уникальный фантастический мир (спасибо аттракциону из «Диснейленда»), который возглавил харизматичный Джонни Депп и его капитан Джек Воробей. Герой стал настоящей рок-звездой Голливуда — он много пил, забавно шутил и был антипримером для тинейджеров. Возможно, поэтому так им и нравился.

Вкупе с динамичными приключениями, яркими поединками и чуть менее талантливыми коллегами по пиратству, Джек Воробей увлекал родителей и их детей из года в год. Но был близок тот день, когда новаторские спецэффекты и юмор Воробья наскучат даже самым преданным фанатам. Это произошло в 2007 году после выхода «На краю света».

К этому моменту франшиза начала тонуть в самоповторах, а авторы продолжали эксплуатировать образ уже даже не рок-, а скорее поп-звезды Воробья. Одиозный пират Деппа стал пьяным суперменом, которому нипочем любые препятствия и злодеи. Большинству поклонников, и нам в том числе, поздние картины франшизы не близки. Радует, что и сам Джонни к серии возвращаться не собирается.

Никита Прунков