кино

От «Чемпиона» до «Короля Ричарда»: как трансформировался жанр спортивного кино

В хороших картинах спорт — это аллегория. Однако есть авторы, которые про это забыли и утонули в клише
HD Film Tributes/YouTube
HD Film Tributes/YouTube

В последние годы сериалы и фильмы про спорт окончательно завязали с присущими им штампами и однообразными сюжетами. Теперь спортивные ленты не просто показывают соревнования и путь к успеху, но также поднимают важные социальные вопросы — вспомните того же «Короля Ричарда» или «Теда Лассо». Мы решили разобраться, как поджанр ушел от топорных мотивирующих картин и трансформировался в соответствии с запросом общества. Бонусом оставили несколько классных спортивных фильмов, которые вы могли пропустить. Погнали!

Краткий экскурс в историю

Спортивное кино существует примерно столько же, сколько в целом существуют фильмы. Даже в эпоху немого кино авторы часто обращались к этой теме. Главный пример — «Чемпион» Чарли Чаплина 1915 года — немая короткометражка про боксера-жулика. Это была классическая физическая комедия, построенная на абсурдности происходящего. Примерно в то же время зарождались жанровые черты спортивного кино, от которых сегодня нам чаще бывает грустно, нежели интересно.

Со временем поджанр разделился на два вида — спортивную комедию и спортивную драму. Сюжеты картин были сродни сказкам и даже героическим эпосам (где главное действующее лицо — аутсайдер). Герой, чьи таланты мало кто замечает, работает над собой, сражается с неприятным антагонистом и в итоге добивается цели. Конечно, фон и задачи могут меняться — в другом «Чемпионе», который снял Кинг Видор в 1931 году, бывший боксер-алкоголик пытается обеспечить достойную жизнь своему сыну.

Популярность спортивного кино достигла своего пика после выхода «Рокки» с Сильвестром Сталлоне. И хоть по сюжету Бальбоа завоевал титул не сразу, в остальных аспектах картина была идеальной иллюстрацией сказочной концепции. Фильм Джона Эвилдсена по сценарию Сталлоне задал высокий стандарт для спортивных драм. Вдохновляющий сюжет про бедного боксера-любителя, реалистичная постановка поединка (тогда это выглядело правда достаточно натурально), по-настоящему виральные для своего времени сцены — все это делало его как минимум нескучным.

«Рокки» стал культовым, но породил кучу стереотипов

И хотя многие считают «Рокки» плохим кино с бесхитростным сюжетом и дурацкими диалогами, отрицать факт влияния франшизы на жанр спорт-драм просто невозможно. Именно Сталлоне ввел моду на победы андердогов. Вспомните, сколько раз Бальбоа получал по лицу перед тем, как наконец нокаутировать оппонента. Ну и, само собой, на персонажа никто никогда не ставил.

Еще одно клише, перекочевавшее из «Рокки» во все спортивные фильмы, это склейка из сцен во время тренировочного лагеря — на протяжении нескольких минут зрители под эпичную музыку наблюдают, как герой готовился к бою. Другой важный элемент — пафосная мотивирующая речь, которая должна изменить все. Ну, типа: «Совсем не важно, как ты ударишь, а важно, какой держишь удар». Среди прочих тропов можно вспомнить смиренное поведение при поражении и награду в конце фильма — будь то кубок, пояс или важный жизненный урок.

«Парень-каратист», «Все или ничего» и другие фильмы на рубеже седьмого и восьмого десятилетия прошлого века также рассеивали по индустрии шаблонные приемчики. Появились Evil Rival Coach (суперзлодейский тренер соперника, который готов на все ради гадости) и душещипательные драматические арки, приводящие к большим победам (спортсмен преодолевает себя после гибели близкого). Популярными стали фильмы про безнадежные команды и малоуспешных тренеров. За редким исключением их объединял набор стереотипов, который тянется за жанром вплоть до сегодняшнего дня.

Но теперь все изменилось. Что смотреть?

Долгое время спортивные фильмы были зрелищными, но при этом весьма поверхностными и однотипными. В 2000-х вышел российский «Бой с тенью», а позднее «Левша» и другие проекты, вдохновленные «Рокки». Хоть многие из них в свое время смотрелись действительно неплохо, хвалить их за что-то кроме атмосферы сейчас сложно. Но все же были кинематографисты, которые использовали спортивную канву лишь в качестве аллегории. И их работы были куда оригинальнее и глубже.

В 2001 году мы увидели крепкий байопик с Уиллом Смитом «Али», спустя три года — «Малышку на миллион». В 2007-м состоялся релиз трогательного «Рестлера» Даррена Аронофски с Микки Рурком, через четыре года вышел «Человек, который изменил все» с Бредом Питтом, а буквально пару лет назад «Король Ричард». Все перечисленные картины объединяет один принцип: они не только про спорт — они и есть отражение нашего мира со всеми его проблемами и изъянами.

«Рестлер» — это история про рефлексию и кризис личности, а «Король Ричард» — если не исповедь, то критический взгляд на весьма противоречивого отца двух главных теннисисток в истории. Самая хайповая спортивная драмеди последних лет «Тед Лассо» и вовсе исследует когда-то табуированные в большом спорте темы (от ментальных трудностей до принятия себя и отношений с родителями). Тенденция указывает на то, что в ближайшие годы мы будем видеть только больше осмысленных и художественно цельных спортивных проектов.

Ну а если те фильмы, что мы упомянули, вы уже смотрели — вот три отличные спортивные картины на ближайшие выходные.

  • «Охотник на лис» (2013). Миллионер нанимает борца, чтобы сколотить команду мечты. Но все обернется трагедией.

  • «Боец» (2010). Бывший боксер помогает брату добиться успеха. Спортивная драма, основанная на реальной истории.

  • «Уимблдон» (2004). Очень средний теннисист чудом попадает на Уимблдонский турнир, где встречает звезду американского тенниса (Лиззи) и влюбляется в нее.

Никита Прунков